По мнению РАВВ документ укрепляет позиции существующих инвесторов в отрасли водоснабжения и водоотведения, а также «отсекает»не отраслевых частных операторов. Между тем, выполнить главную задачу по привлечению большего объема внебюджетных средств на развитие коммунальной инфраструктуры законопроекту, скорее всего, не удастся.
Среди основных нововведений документа, которые должны способствовать привлечению компетентных инвесторов и операторов в развитие коммунальной инфраструктуры городов с населением свыше 100 тысяч человек, это опыт и минимальный порог инвестиций за три года в размере 100 миллионов рублей. На практике эти критерии несут как положительные, так и отрицательные последствия.
С одной стороны, наработанный опыт и крупные финансовые возможности действительно могут стать положительными драйверами реализации концессий в крупных и средних городах. С другой, они не позволяют прийти потенциальным инвесторам без опыта управления в коммунальной инфраструктуре, но имеющих многолетнюю практику, например, в других отраслях. По информации РАВВ такими «заинтересантами» часто выступают строительные компании, которые обладают большими финансовыми и организационными возможностями, не имея отраслевого опыта эксплуатации коммунальных объектов.
Помимо этого, критерий о минимальном пороге инвестиций в 100 миллионов рублей за три года в городах с населением от ста тысяч человек также может привести к крайне неоднозначным последствиям.Согласно данным Минэкономразвития России подавляющее количество концессионных соглашений (порядка 70%) предусматривают общий объем инвестиционных обязательств до 10 млн. рублей на весь срок концессии. При этом концессий с инвестициями более 100 млн. на весь срок всего около 13%. Следовательно, количество концессионеров в России, инвестировавших за три года не менее 100 млн. или 250 млн. сильно ограничено. По мнению РАВВ этот критерий также стоит пересмотреть и привести к существующим экономическим реалиям.
В целом предлагаемые изменения в ФЗ «О концессионных соглашениях» это хорошая основа для дальнейшей настройки концессий в сфере водоснабжения и водоотведения. Необходимо доработать ряд критериев, пересмотреть некоторые показатели и требования. РАВВ договорилась с Минэкономразвития России, что данный законопроект и другие вопросы привлечения инвестиций в развитие коммунальной инфраструктуры станут основной темой одного их круглых столов деловой программы VВсероссийского водного конгресса, который состоится в Москве с 28 по 30 июня 2021 года на территории ЦВК «Экспоцентр».
Министерство сформировало развёрнутый документ на 14 страницах, направленный на выполнение всех предложений участников XI Невского международного экологического конгресса, состоявшегося в мае ткущего года. План содержит 13 разделов, объединяющих 77 мероприятий с перечнем ответственных федеральных органов власти, которым предстоит до 1 ноября 2026 года выполнить все работы, указанные в документе.
Ключевыми темами нового номера стали: разделение ответственности проектировщиков и заказчиков: как избежать ошибок при проектировании; оптимизация параметров водоподготовки с применением методов математического моделирования на платформе almaGRID: опыт ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга»; цифровая трансформация ООО «НОВОГОР-Прикамье» и многие другие темы.
Согласно принятому сегодня законопроекту, такая возможность появится уже с 1 марта 2026 года. Но, между тем, в документе под видом усиления конкуренции появилась возможность «давления» на добросовестного концессионера за счёт введения механизма «наилучшего предложения».