Соответствующий документ анонсировал глава кабмина Михаил Мишустин на вчерашнем заседании правительства. Предложенные изменения должны стимулировать предприятия ЖКХ активнее задействовать свои внутренние ресурсы для модернизации коммунальных сетей. Это будет сделано за счет введения в ряде случаев прямой обязанности организаций тепло- и водоснабжения утверждать инвестпрограммы, а также через установление целевого характера амортизационных отчислений и расширение применения регуляторных соглашений.
По мнению принимавших участие в подготовке законопроекта ведомств ФАС России и Минстрой России, документ повысит как прозрачность вложений, финансируемых за счет тарифных источников, так и гибкость системы регулирования. Помимо этого, проект выстраивает «более четкую систему взаимодействия» между ресурсоснабжающими организациями и органами, контролирующими выполнение инвестпрограмм.
В Российской ассоциации водоснабжения отметили, что в целом документ значительных изменений в действующее регулирование не вносит, скорее расширяет и дополняет некоторые пункты. Тем не менее, ряд полезных новаций всё-таки имеют место быть.
Так, например, в инвестиционные программы добавили возможность включать мероприятия, которые не отражены в схемах водоснабжения и водоотведения. Это касается мероприятий по ликвидации ЧС, приобретению программного обеспечения для автоматического контроля выбросов и сбросов и т.д.
Что касается амортизации, то она и раньше имела целевой характер использования и направлялась на финансирование инвестпрограмм. Тем не менее, расширили перечень её применения, в том числе и на указанные выше мероприятия по ликвидации ЧС (аварий, стихийных бедствий).
С другой стороны, интересными могут быть изменения, которые более предметно прописывают регуляторные соглашения для сферы водоснабжения и водоотведения. Возможность использования таких соглашений была в отраслевом законодательстве и раньше, но среди водоканалов до сих пор ни одного заключённого регуляторного договора нет, хотя попыток было много. Сам по себе инструмент, безусловно, нужный, он в отличии от концессий гораздо более гибкий, в такие соглашения гораздо проще вносить изменения без участия регулятора в лице ФАС России, а также есть возможность включать в такие регуляторные договора несколько разных муниципальных образований. К тому же инвестору также дана возможность параллельно с концессионными соглашениями заключать и регуляторные на те объекты, которые остались вне рамок концессий. Такой подход поможет привлекать частные компании на большой пул коммунальных объектов по разным видам соглашений, это безусловно, плюс, который даст определённую свободу выбора региону и инвестору.
Соответствующий документ должен быть разработан Минпромторгом России совместно с Минстроем России и отраслевым экспертным сообществом по поручению вице-премьера Дмитрия Патрушева. Он позволит регионам эффективнее выбирать подрядчиков и поставщиков для строительства и модернизации очистных сооружений в рамках федерального проекта «Вода России».
По информации членов РАВВ из различных регионов России, количество проверок со стороны надзорных органов на протяжении последних нескольких лет продолжает расти. В этом году ГУП «БОС» Минстроя Чувашии зафиксировала новый рекорд: 74 надзорных мероприятия в течение 10 месяцев и проверка документации за 15 лет работы.
Главной темой обсуждения стали вопросы тарифного регулирования в сфере твёрдых коммунальных отходов, водоотведения, водоснабжения и теплоснабжения. В мероприятии принял участие заместитель руководителя ФАС России Виталий Королев руководители отраслевых организаций и профильных ведомств субъектов РФ.