Большое интервью Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения о развитии коммунального комплекса страны в рамках медиа проекта «Новая эра в ЖКХ: о реформировании сферы жизнеобеспечения», организованного отраслевым журналом «Вестник» при поддержке Минстроя России.
В рамках интервью РАВВ рассказала:
Ссылка на опубликованное интервью >>
Сегодня, наверное, сложно в это поверить, но совсем недавно плановые отключения воды во многих регионах были нормой. Елена Владимировна, как вы считаете, наступила ли в ЖКХ новая эра — эра, в которой реализуются национальные проекты, в том числе направленные на обеспечение граждан чистой водой, выделяются беспрецедентные суммы на модернизацию отрасли? Какие позитивные перемены в сфере водоснабжения и водоотведения вы можете отметить?
Отключения воды происходят, к сожалению, и сейчас. Потому что это зависит не только от состояния системы, но и от многих других факторов. В том числе от источников водоснабжения. Они, вполне возможно, могут деградировать. Как говорят ученые, со времени промышленной революции это постепенно происходит: либо источники иссякают, либо изменяются. Так что это фактор значимый.
Но вы абсолютно правы в том, что за счет беспрецедентного внимания к отрасли наступает новая эра в жилищно-коммунальном хозяйстве. Конечно, его только ленивый не ругает. Но чаще всего это те, кто в нем не очень разбирается, а просто хочет всего и сразу, желательно еще вчера.
Каждый человек мечтает, чтобы у него дома и на работе было тепло, светло, имелась вода, не существовало проблем с канализацией — и в идеале все это «за бесплатно». Никто не хочет понимать, что любая услуга, ресурс в сфере ЖКХ должны оплачиваться так же, как хлеб, продукты питания, связь, телефон и прочее. В итоге получаем по отрасли финансовый дисбаланс.
Что касается реальных перемен, то, с моей точки зрения, они есть. И очень существенные. Правительство РФ уделяет огромное внимание этой сфере. Такого ранее не было, если не брать советские времена, в районе 60–70-х годов, когда в основном вся эта инфраструктура строилась.
Сегодня существует масса программ, в рамках которых производится реновация. Есть специальное «Инфраструктурное меню». В этом году согласно этому документу в отрасль направляется 250 млрд рублей, в том числе выделяется достаточно большой объем средств для модернизации систем водоснабжения и водоотведения. Реализуется программа оздоровления Волги и других рек, которая себя очень хорошо зарекомендовала. Есть программа «Чистая вода» для увеличения охвата населения качественным водоснабжением и улучшения качества воды.
Можно, конечно, продолжать ругать ЖКХ. Но тектонический сдвиг в отрасли уже произошел, и фундаментальный процесс изменений продолжается.
Все мы понимаем, в какое непростое с точки зрения экономических реалий время мы живем. Наверняка сфера ЖКХ, как и другие отрасли, столкнулась с проблемами. Какие мероприятия проводятся, чтобы обеспечить бесперебойную работу и финансовую стабильность водоканалов в условиях масштабного санкционного давления на российскую экономику?
У каждой медали есть две стороны. С одной — правительство приняло ряд мер, которые, с моей точки зрения, оказались губительны для жилищно-коммунального хозяйства. Например, ввели мораторий на банкротство, разрешили неплатеж пени для просрочивших оплату за ЖКХ. Это нанесло ущерб отрасли. Как мы знаем, благими намерениями выстлана дорога в ад. Или хотели как лучше, получилось как всегда. Многие люди восприняли такие решения как возможность не платить вообще, что привело к увеличению дебиторской задолженности. Это, конечно, печально сказалось на состоянии отрасли в целом. В то же время у большинства людей здравый смысл всегда торжествует, и они платят. Поэтому экономика ЖКХ не останавливается, хотя могла бы и получше себя чувствовать.
С другой стороны, сейчас нет поставок иностранного оборудования, что привело к необходимости развивать наши рынки. Минпромторг, Минстрой России, общественные и многие другие организации сильно озадачены тем, чтобы это оперативно сделать. И это очень хорошо! Сегодня уже многие позиции импорта в России замещены, что-то находится в процессе. Думаю, мы на правильном пути. На авансцену вышли те российские производители, которые в состоянии многое заместить. Есть очень хорошие меры поддержки с точки зрения промышленности. Они дают новые возможности двигаться в нужном направлении. Получается, в какой-то мере не было бы счастья, да несчастье помогло.
Благодаря этому появилась возможность развивать какие-то сегменты промышленности, которые раньше зависели от завоза из-за рубежа, в том числе для сферы ЖКХ?
Да. Хотя будет сложно. Некоторые позиции не производились в России — те же центрифуги. Но, думаю, в конечном счете это очень позитивно скажется на развитии нашей промышленности и на устойчивости отраслей, в том числе жилищно-коммунального хозяйства.
Елена Владимировна, ранее вы сказали, что на модернизацию систем ЖКХ сегодня выделяются колоссальные объемы средств. Как вы считаете, каким образом на сегодняшний день можно обеспечить комплексную модернизацию ЖКХ, включая водоснабжение? О необходимости такой работы говорил, в частности, президент нашей страны на последнем экономическом форуме в Санкт-Петербурге.
Модернизация и сейчас комплексная. Другое дело, что пласт работы очень могучий — это вся инфраструктура: тепло, вода, энергетика, управление жилым фондом. Слишком много задач на разных уровнях.
Президент говорил о сетевом хозяйстве. По этому уровню инфраструктуры разработана программа «60+», которая будет реализовываться в том числе за счет Фонда национального благосостояния, — целый пласт, который охватит именно сетевое хозяйство.
Если на «площадные» объекты внимание как-то обращалось, то на сети — в меньшей степени. Хотя они требуют такого же участия. Сегодня проблема уже решается: выделяются деньги на проектирование, на изыскания. Государство, с моей точки зрения, глубоко и системно подходит к решению этой проблемы.
На протяжении ряда лет ведется речь о необходимости привлечения в отрасль инвесторов. Так называемое государственно-частное партнерство (ГЧП). Как вы считаете, каким образом можно применить в сегменте водопроводно-канализационного хозяйства механизмы ГЧП?
Это самая печальная тема, с моей точки зрения. Не устаю говорить, что, к сожалению, наша отрасль самая недофинансированная из всех отраслей экономики, в том числе по сравнению с другими секторами ЖКХ. Инвестору в ней делать нечего: он же не благотворитель и деньги вкладывает, чтобы получить потом прибыль. Но прибыли в нашем секторе нет, потому что имеет место плановая убыточная экономика. Поэтому сегодня за счет бюджетных инвестиций многие вопросы и решаются.
В сфере ВКХ реальный тариф экономически не обоснован. Чтобы было понятно: по России в среднем куб воды стоит 27 рублей (по факту же он в несколько раз выше, потому что добыть из источника воду и провести водоподготовку, очистку в разы дороже), куб стоков — 26 рублей, то есть за эти деньги нужно 1000 литров нечистот превратить в чистую воду. Какой инвестор, будучи в здравом уме и твердой памяти, за это возьмется? Он же не сможет «отбить» свои деньги.
Поэтому, до тех пор пока у нас не будет выровнена тарифная политика, пока она не будет позволять как-то здраво существовать предприятиям ВКХ, ситуация не изменится. Есть, конечно, проекты концессий, но они работают только в городах-миллионниках, где имеется хоть какая-то экономика. Малые города мало кому нужны. И это печально.
Еще одна проблема в ВКХ связана с дефицитом кадров, их оттоком в другие отрасли, где с дорогой душой берут наших специалистов, особенно технических. В нашем сегменте тяжелая ситуация и с точки зрения инвестиций, и с точки зрения оплаты труда персонала. Об этом мы тоже говорим на всех публичных площадках и с Правительством РФ над этой темой работаем.
Для того чтобы в нашу отрасль потекли инвестиции, нужно изменить к ним подход. В числе предложений ассоциации так называемая инфраструктурная ипотека. Если бы, например, можно было брать эти инвестиции под гарантии государства, тогда был бы результат. А сегодня мы пытаемся использовать рыночные механизмы там, где рынок отсутствует. Такой дисбаланс приводит к тому, что плохо развиваются реальные концессии, слабо идут инвестиции.
Во внерыночной экономике нельзя использовать рыночные механизмы. Что-то надо поправить: либо сделать рынок, и тогда эти механизмы будут работать, либо предоставлять государственные гарантии. В настоящее время конструкция недоотлаженная. Поэтому ситуация с частными инвестициями в сферу ВКХ пока будет оставаться такой, как сейчас. Вся надежда на бюджетное финансирование — хороший триггер к развитию отрасли.
А как можно решить кадровую проблему, о которой вы говорили?
Во-первых, отдельная тема тут — подготовка кадров. Мы ею очень озадачены. Во-вторых, тема зарплаты персонала, которая должна быть как минимум на уровне средней по экономике. Она не может быть ниже рынка. Сейчас ниже, потому что по отрасли низкий тариф и предприятиям неоткуда брать средства на повышение заработной платы сотрудникам. Круг замыкается, к сожалению.
Чтобы его разорвать, нужно выравнивать тариф. И затем помогать тем людям, кому платить тяжело или нечем, а не как сейчас — сдерживать тариф и субсидировать за счет ВКХ неограниченный круг лиц, которые в этом вообще не заинтересованы. Необходимо перейти к адресным субсидиям.
Если же выровнять тариф, то и частные инвестиции придут в отрасль, и ее развитие будет более перспективным.
Еще одна тема, которую хотелось бы затронуть: с 1 января будущего года завершится возможность применять средства от ускоренной амортизации для объектов водоснабжения и водоотведения. Знаю, что Российская ассоциация водоснабжения и водоотведения обратилось недавно в Минстрой России с просьбой продлить действие данного механизма до 2027 года. Расскажите об этой инициативе.
Инициатива очень важна, потому что ускоренная амортизация влияет на налог на прибыль. У нас особой прибыли нет. Тем не менее налогооблагаемая база уменьшается.
И второй вопрос, который очень сильно волнует и которым мы активно занимаемся, — налог на имущество в связи с реновацией объектов ВКХ. Огромные деньги, которые вложат в реновацию, колоссальным образом увеличат стоимость имущества, следовательно, и размер налогов на него. Это абсолютно провалит экономическое состояние предприятий отрасли. Потому что тоже будет возложено на тариф, и без того скудный. Соответственно, заплатив налог на имущество, предприятия останутся без средств к существованию.
С нашей точки зрения, налог на имущество по новым объектам должен легатироваться, то есть освобождаться от налогообложения, на уровне Российской Федерации. Считаем, что первый год имущественный налог на такие объекты должен быть равен 0, второй год — 10–15%, затем постепенно за 5–7 лет можно привести его к 100% установленной ставки. Тогда это не провалит деятельность предприятий и будет позитивно для бюджета, который получит доход от появления новых объектов.
Понимаю, что в нынешней ситуации прогнозы — дело неблагодарное. Тем не менее с учетом вашего многолетнего опыта в ЖКХ предлагаю заглянуть в будущее и попытаться представить, какой будет отрасль через 10–20 лет.
Она обязательно будет хороша. Придет понимание, что наш комфорт и благополучие в высокой степени от нее зависят. Представьте себе на мгновение: проснуться утром и не иметь возможность умыться водой из-под крана, принять душ, выпить чай… Невозможно. Правильно? Сложно представить и отсутствие теплого туалета, хотя сегодня только 65% жилья в нашей стране обеспечено централизованной канализацией. Очень надеюсь, что мы решим проблему остальных 35%. Будет экономика развиваться. Люди станут жить лучше. И отрасль неминуемо будет вынуждена соответствовать экономике.
И плюс, наверное, помогут те средства, которые выделяются на модернизацию инженерных сетей не только в крупных городах, но и на небольших территориях?
Конечно. Но это не должно быть разовой акцией. Процесс должен длиться постоянно. Почему, собственно, президент начал говорить о сетях? Проблема назрела. Чтобы не запускать старение инфраструктуры, надо каждый год реновировать более 3% сетей. А мы сегодня и с 1% не справляемся. Чтобы процесс старения остановить и запустить процесс омолаживания, нужна постоянная поддержка инфраструктуры. Тогда все будет хорошо. И отрасль просто неминуемо будет соответствовать экономическому росту страны.
Об этом сообщил президент в ходе первого совещания с кабмином в новом 2025 году. По словам главы государства, в некоторых регионах страны вопрос с питьевым водоснабжением является особенно острым, поэтому его надо держать на постоянном контроле и уделять ему больше внимания.
В соответствие с выпущенным постановление кабмина от 28.12.2024 №1978 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года № 406» в Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения добавлен новый раздел, который устанавливает регламент техприсоединений…
В беседе с экспертом также подробно обсудили состояние канализации прибрежных городов, ожидание от новых государственных программ развития отрасли, перспективах привлечения частных инвестиций в водоканалы, а также борьбе с высоким износом коммунальной инфраструктуры.
Об этом говорится в ведомственном плане мероприятий по повышению производительности труда в строительной отрасли. В документе отмечается, что зарубежное финансирование направят на обновление коммунального хозяйства. Для поиска потенциальных инвесторов, Минстрой России планирует своё участие в межнациональных…
В ответ на недавнее коллективное обращение объединений коммунальных предприятий с просьбой не распространять на ЖКХ особый регламент приобретения оборудования (полный запрет закупки иностранной продукции при наличии российского аналога), ведомство сообщило, что введение такого режима закупок необходимо…