Российская ассоциация водоснабжения и водоотведения совместно с АО «Мосводоканал» и крупнейшими частными операторами ООО «РКС-Холдинг» и ГК «Росводоканал» направили коллективное письмо в ФАС России с просьбой изменить порядок использования средств, получаемых от промпредприятий за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ и негативное воздействие на централизованные системы водоотведения.
По информации авторов письма после начисления соответствующих платежей промышленным абонентам у организаций водопроводно-канализационного хозяйства есть один год на то чтобы собрать и направить их на мероприятия по строительству, реконструкции и модернизации очистных сооружений. За столь короткий срок сделать это невозможно. Среди основных причин – несвоевременная оплата промпредприятиями платежей, которая может растягиваться на несколько лет, и длинный период процедуры оформления этих средств для целевого использования (как правило, более одного года).
Из-за невозможности за год собрать и включить в оборот платежи промпредприятий за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ и негативное воздействие на централизованные системы водоотведения регулятор вычитает из выручки водоканала все начисленные платежи промпредприятию, признавая их неосвоенными целевым образом. В итоге организации водопроводно-канализационного хозяйства не только не получают законные средства на реконструкцию и строительство очистных сооружений, но и платят налог с начисленных промабоненту платежей, которые ещё не собраны.
«По сути, речь идёт о виртуальной выручке водоканалов, которая есть на бумаге, но нет на практике, – объясняет исполнительный директор РАВВ Елена Довлатова, - «при этом с этой виртуальной выручки ещё и уплачивается налог, в итоге получается, что с промабонентами работаешь себе в убыток: платежи вовремя не получаешь, а государству за несуществующую выручку платишь».
По информации РАВВ для экономики отрасли платежи промабонентов за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ и негативное воздействие на централизованные системы водоотведения являются существенными. Они составляют до 20% выручки от услуг водоотведения или 40 миллиардов рублей в год в среднем по стране. Эти средства могли бы стать хорошей финансовой опорой для проектов по строительству и реконструкции очистных сооружений. Стоимость возведения таких объектов для города с населением 100 тысяч человек оценивается минимум 1-1,5 миллиарда рублей.
Решить данную проблему авторы письма предлагают ФАС России за счёт увеличения до семи лет срока использования указанных платежей промабонентов для финансирования мероприятий по реконструкции и строительству систем водоотведения. Для этого необходимо будет ежегодно информировать орган регулирования тарифов (через заполнение и подачу специально разработанной формы), об объёме полученных средств от промпредприятий, их планируемом и фактическом использовании.
Помимо этого, предлагается начислять налог не на начисленную сумму платежей, а только на фактически полученный объём средств от промышленных абонентов.
В случае согласия ФАС России с указанными предложениями водоканалы смогут генерировать значительные денежные средства на строительство и реконструкцию изношенной инфраструктуры водоотведения, что напрямую влияет на экологическое состояние водных объектов страны.
Министерство сформировало развёрнутый документ на 14 страницах, направленный на выполнение всех предложений участников XI Невского международного экологического конгресса, состоявшегося в мае ткущего года. План содержит 13 разделов, объединяющих 77 мероприятий с перечнем ответственных федеральных органов власти, которым предстоит до 1 ноября 2026 года выполнить все работы, указанные в документе.
Ключевыми темами нового номера стали: разделение ответственности проектировщиков и заказчиков: как избежать ошибок при проектировании; оптимизация параметров водоподготовки с применением методов математического моделирования на платформе almaGRID: опыт ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга»; цифровая трансформация ООО «НОВОГОР-Прикамье» и многие другие темы.
Согласно принятому сегодня законопроекту, такая возможность появится уже с 1 марта 2026 года. Но, между тем, в документе под видом усиления конкуренции появилась возможность «давления» на добросовестного концессионера за счёт введения механизма «наилучшего предложения».