Руководитель Центра государственно-частного партнерства Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения Роман Искендеров рассказал Российской газете о неоднозначной практике создания областных водоканалов в регионах.
По словам эксперта, создание эффективного областного водоканала возможно только в том случае, если с помощью инвестиций (бюджетных или частных) происходит существенное улучшение производственно-хозяйственной деятельности предприятия (уменьшаются потери воды, увеличивается сбор платежей, снижается расход электроэнергии и реагентов, увеличивается подключение новых абонентов, повышается производительность труда работников).
На практике создать такое межмуниципальное предприятие является задачей сложной и длительной по ряду причин. Во-первых, чаще всего областные операторы создаются на базе планово-убыточных водоканалов, что требует первые несколько лет бюджетного софинансирования операционных и инвестиционных расходов. Очевидно, что не каждый регион может себе такое позволить. Во-вторых, для повышения эффективности нового предприятия необходимо существенно менять тарифную и экономическую политику, что предполагает в ряде случаев повышение стоимости услуг для населения. Этот фактор крайне политизирован и может иметь большой общественный резонанс, поэтому администрации субъектов не хотят с этим связываться. Кроме того, в малых городах и сельских поселениях часто встречаются серьезные экологические и санитарно-эпидемиологические проблемы: очистные сооружения требуют ремонта, вода питьевая ненадлежащего качества и т.д. Всё это требует больших инвестиций в модернизацию или создание новых инфраструктурных объектов, но окупаемость их в совокупности с выше озвученными рисками, стремится к нулю.
Речь идёт о принятом Госдумой в первом чтении законопроекте № 577665-8 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах». При его подготовке к рассмотрению во втором чтении в него были включены…
Предложения РАВВ будут включены в итоговые рекомендации Счётной палаты Российской Федерации по улучшению инвестиционного климата в коммунальной сфере, которые формируются на основе результатов проверки хода модернизации инфраструктуры ЖКХ за счёт бюджетных средств и состоявшихся стратегических сессий…
Для решения этой проблемы предлагается внедрить шесть проектов: Прозрачный коммунальный ресурс. Он будет оценивать разумность и обоснованность инвестпрограмм ресурсоснабжающих организаций. Цифровая аварийно-диспетчерская служба. Тут будет вся информация по заявкам и цифровые договоры управления/поставки…
Новый координационный орган кабмина объединит под своим началом вопросы природопользования и охраны окружающей среды, развития лесного и водохозяйственного комплексов, которые ранее были закреплены за другими правительственными комиссиями.
Напомним, что Минпромторг России при участии РАВВ разработал проект бальной системы подтверждения производства водоочистного оборудования на территории Российской Федерации, которая позволит признавать его отечественным и получать ряд преференций при государственных тендерах и закупках.