Исполнительный директор РАВВ Елена Довлатова также сообщила о проблемах при проектировании и строительстве объектов водопроводно-канализационного хозяйства, а также о необходимости создания новой госпрограммы по строительству и реконструкции коммунальных очистных сооружений.
По словам эксперта, после появления приборов учета жители стали очень внимательно следить за потреблением воды и потреблять значительно меньше, чем раньше, но все еще больше, чем жители других стран. Однако коммунальная инфраструктура в России, износ которой сейчас колоссальный, строилась в советское время - с размахом и на вырост. Сейчас она, рассчитанная на гигантские объемы, вынуждена работать на совершенно других мощностях, и это большая проблема, поскольку при таком диаметре труб и мощности насосов это большие затраты и не очень высокая энергоэффективность. Такого масштабного проекта, как программа "Чистая вода", на которую выделяются достаточно большие федеральные средства - 147 млрд руб., - не было никогда. Начался строительный бум, даже малые водоканалы находят средства на проектирование и пытаются войти в программу. Однако готовых проектов почти ни у кого нет, и такого количества проектировщиков одномоментно в стране не может появиться. Некоторые регионы пытаются представить проекты, разработанные полвека назад, которые не имеют никакого отношения к реальности. Еще одна проблема - проектируют одни, строят другие, пуском, наладкой и эксплуатацией занимаются третьи, это приводит к тому, что за неудачи при запуске проекта не отвечает никто.
По мнению Елены Довлатовой, в ряде регионов необходимо разделить воду на питьевую и техническую. Довольно много воды уходит на полив огородов, на то, чтобы напоить скот, и другие нужды, которые не связаны с употреблением ее в пищу. При этом поливать огород можно просто безопасной, но не обязательно кристально чистой водой. Однако понятия "техническая вода" в России не существует. Сейчас Общественный совет минстроя совместно с Фондом содействия реформирования ЖКХ, Минстроем и Роспотребнадзором ищут решение этой проблемы. Задача проекта "Чистая вода" - сделать так, чтобы все получали централизованную воду. Но в селах или на маловодных территориях (таких как Калмыкия, Краснодарский край) может быть разумным такой вариант: каждый житель должен получать хотя бы пять литров питьевой воды в день и быть уверен, что это чистая вода и он не должен ее покупать в магазине. А другая вода у него может быть хорошего качества, но не настолько очищенная, как бутилированная. Сейчас же механизм выстроен так, что люди должны поливать огород фактически бутилированной водой.
Руководитель РАВВ также отметила, важность и необходимость создания отдельной государственной программы по строительству и реконструкции очистных сооружений и канализации, так как системно эта проблема не решается ни в одном из существующих федеральных проектов. При этом масштаб проблемы огромен: 60% сточных вод сбрасываются неочищенными, а нормативно очищены всего 11%.
Министерство сформировало развёрнутый документ на 14 страницах, направленный на выполнение всех предложений участников XI Невского международного экологического конгресса, состоявшегося в мае ткущего года. План содержит 13 разделов, объединяющих 77 мероприятий с перечнем ответственных федеральных органов власти, которым предстоит до 1 ноября 2026 года выполнить все работы, указанные в документе.
Ключевыми темами нового номера стали: разделение ответственности проектировщиков и заказчиков: как избежать ошибок при проектировании; оптимизация параметров водоподготовки с применением методов математического моделирования на платформе almaGRID: опыт ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга»; цифровая трансформация ООО «НОВОГОР-Прикамье» и многие другие темы.
Согласно принятому сегодня законопроекту, такая возможность появится уже с 1 марта 2026 года. Но, между тем, в документе под видом усиления конкуренции появилась возможность «давления» на добросовестного концессионера за счёт введения механизма «наилучшего предложения».