В рамках пленарной сессии представители федеральных органов власти, регионы, эксперты и проектировщики проанализировали правовые и технические сложности при строительстве очистных сооружений на Волге, а также сформировали предложения, исключающие их повторение в готовящемся федеральном проекте по оздоровлению водных объектов.
Заместитель Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации Максим Корольков в своём выступлении отметил, что при реализации федерального проекта «Оздоровление Волги» в части строительства очистных сооружений субъекты и муниципалитеты во многом оказались не готовы к такому масштабу работы. Правительством была создана оперативная группа, которая сегодня в ручном режиме решает проблему с каждым неэффективно работающим объектом.
По словам Королькова, остаётся много вопросов к терминам, понятиям и трактовкам природоохранного законодательства и его применения на практике. Зачастую с учётом сложившихся реалий на территориях и меняющихся природоохранных требований возникают сложности с определением, что в действительности означает нормативная очистка сточных вод, что такое допустимое воздействие на водные объекты, что такое наилучшая технология очистки и т.д.
На эти и другие вопросы ведомству надо отвечать с учётом позиции отрасли и экспертного мнения самих водоканалов. Потому что впереди новый ещё более масштабный федеральный проект «Вода России», в котором предстоит в два раза снизить сбросы неочищенных сточных вод в основные водные объекты. Планируется, что одну половину этой задачи выполнят промышленные предприятия за счёт своих программ повышения экологической эффективности, вторую должны обеспечить водоканалы.
В рамках реализации нового федерального проекта весь 2025 года будет посвящён решению нормативно-правовых проблем, совершенствованию необходимых стандартов, норм и правил, связанных со строительством и эксплуатацией очистных сооружений. На следующем этапе с 2026 года начнётся бюджетное финансирование, где будут очень жёсткие правила отбора проектов. В приоритете - крупные очистные сооружения, с существенной инвестиционной поддержкой со стороны региона и частного бизнеса.
В свою очередь консолидированную позицию отрасли по возникшим проблемам с реализацией федерального проекта «Оздоровление Волги» и перспективам их решения в новой программе «Вода России» озвучила исполнительный директор РАВВ Елена Довлатова.
По её словам, сложности при возведении очистных сооружений возникали на всех этапах: от выбора объекта, проектирования и строительства до пусконаладки и ввода в эксплуатацию. Ключевыми ошибками стали отсутствие однозначных требований к очистке сточных вода (НДТ/рыбхоз), не было времени на подготовку качественных проектов, проблемы с формированием технических заданий, не проводились пусконаладочные работы под нагрузкой, наличие санкций на поставку импортного оборудования, «размытость» ответственности между участниками проекта.
С целью решения указанных проблем РАВВ предложила Минприроды России при реализации нового федерального проекта «Вода России» включить следующие инициативы:
По словам зампреда правительства, в рамках нацпроекта «Инфраструктура для жизни» сформирован федеральный проект «Модернизация коммунальной инфраструктуры» с общим объёмом финансирования 4,5 триллиона рублей.
Речь идёт об участке трубопровода от внешней стены жилого помещения до первого канализационного колодца, который из-за действующих противоречий в законодательстве юридически никому не принадлежит и является бесхозным. Между тем, на этих сетях регулярно возникают засоры, а ответственность за их устранение…
Документ содержит порядок отбора и распределения субсидий, форму заявки и перечень документов, необходимых для получения регионами федеральных средств, а также критерии отбора проектов по строительству или реконструкции очистных сооружений, финансируемых из бюджета «Вода России».
Неоднократно пересматривающийся и корректируемый в Госдуме проект федерального бюджета на ближайшую трёхлетку по итогам трёх чтений претерпел ряд изменений. Для отрасли водоснабжения и водоотведения утверждённый документ в части бюджетного обеспечения национальных и федеральных проектов интересен тремя…
По мнению службы, увеличение размера платы за предоставление одного электронного документа, содержащего данные из Единого государственного реестра недвижимости, с 1,3 до 290 рублей не является значительной величиной для коммерческих организаций. Новые расценки по оказанию этой услуги несопоставимы с…