По информации Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения эта процедура, с одной стороны, затягивает реализацию федерального проекта «Оздоровление Волги», с другой, требует проведение избыточной процедуры для проектной документации по реконструкции очистных сооружений, которая всегда направлена на снижение количества и концентрации загрязняющих веществ, поступающих в водные объекты.
В письме, направленном в адрес Минприроды России и Росприроднадзора, в частности отмечается, что при разработке проектной документации реконструкции объектов водохозяйственного комплекса, организации столкнулись с необходимостью проведения государственной экологической экспертизы такой документации, так как в силу пункта 7.5 статьи 11 ФЗ №174 модернизация и/или реконструкция таких объектоввлечет за собой изменения качественных и (или) количественных характеристик загрязняющих веществ, поступающих в окружающую среду.
РАВВ отмечает, что модернизация очистных сооружений канализации основана на обязательном снижении количества и концентрации загрязняющих веществ, поступающих в водные объекты, до утвержденных нормативов. В целях реализации данных мероприятий организации ВКХ разрабатывают, согласовывают и реализуют планы мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а также ранее утвержденные планы снижения сбросов до окончания срока их действия (планы снижения сбросов, разработанные до 01 января 2019 года, действуют до окончания срока их действия и признаются программами повышения экологической эффективности (для объектов I категории) или планами мероприятий по охране окружающей среды (для объектов II категории) согласно п. 11 ст. 16.3, см. ФЗ от 21.07.2014 N 219-ФЗ, от 29.07.2017 N 225-ФЗ).
Помимо этого, в соответствии с целевыми показателями федеральных проектов «Чистая вода» и «Оздоровление Волги» предполагаемая реконструкция очистных сооружений осуществляется в пределах одного земельного участка, объект реконструкции – объект капитального строительства, относящийся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории. Проектами не предусматривается увеличение количественных характеристик (массы и объема) и видов загрязняющих веществ, поступающих в окружающую среду. Учитывая сжатые сроки реализации положений федеральной программы, прохождение ГЭЭ неоправданно затягивает процедуру согласования проектной документации и тем самым не позволяет в установленные сроки достичь целевых показателей федеральных проектов.
В этой связи Российская ассоциация водоснабжения и водоотведения попросила Минприроды России и Росприроднадзордать разъяснение о необходимости или её отсутствии, проведения государственной экологической экспертизы проектной документации объектов капитального строительства, предполагаемых к строительству, реконструкции в пределах одного или нескольких земельных участков, на которых расположен объект I категории, если это повлечет уменьшение количественных характеристик загрязняющих веществ, поступающих в окружающую среду, образуемых и (или) размещаемых отходов.
В рамках проходящей в эти дни в Сочи X Всероссийской тарифной конференции ФАС России, Ассоциация выступила в рамках круглого стола по ключевым изменениям порядка и правил подключения к сетям тепло-, водоснабжения и водоотведения.
Зато, по данным главы ведомства Максима Шаскольского, они нашлись в больших объёмах в электроэнергетике – 16,3 млрд рублей, теплоснабжении – 5,5 млрд рублей и обращении с ТКО – 5,3 млрд рублей. Между тем, ФАС России отметила двухкратный рост инвестиций в ЖКХ в 2025 году.
Соответствующий документ должен быть разработан Минпромторгом России совместно с Минстроем России и отраслевым экспертным сообществом по поручению вице-премьера Дмитрия Патрушева. Он позволит регионам эффективнее выбирать подрядчиков и поставщиков для строительства и модернизации очистных сооружений в рамках федерального проекта «Вода России».