Документ был внесен кабмином и одобрен в первом чтении еще в 2022 году. В нём прописывается обязательность наличия у инвестора опыта эксплуатации объектов «коммуналки», вводится норма о внесении задатка для участия в конкурсе на заключение соглашения, а также устанавливается запрет на участие бюджетных учреждений в концессиях.
Среди поправок ко второму чтению — расширение списка существенных нарушений, из-за которых соглашение может быть расторгнуто судом. Добавляется неисполнение по вине концессионера предусмотренных соглашением основных мероприятий, плановых значений показателей надежности и энергетической эффективности объектов. Вводится возможность взыскания неустойки или штрафа за нарушение срока создания или реконструкции объекта по вине инвестора.
Помимо этого, в законопроекте прописали положение о том, что соглашением может предусматриваться плата концедента в целях возмещения части расходов концессионера на осуществление государственного кадастрового учета и госрегистрации права собственности концедента на незарегистрированное недвижимое имущество, выполнение кадастровых работ в отношении этого имущества.
Между тем, эксперты неоднозначно оценивают правки в проект документа:
В Российский ассоциации водоснабжения и водоотведения отметили, что в сфере водопроводно-канализационного хозяйства очередей из инвесторов и концессионеров нет, поэтому любое ужесточение контроля за их деятельностью чревато снижением интереса к отрасли. Так, например, ненадлежащее выполнение концессионером плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности может стать ловушкой для любого потенциального инвестора. Потому что на практике фактическое состояние передаваемых объектов существенно отличается в худшую сторону от отражённых в документах. Выясняется это уже после подписания соглашения и проведения детального технического аудита. К примеру, потери воды могут быть вместо 5% в два-три раза выше и сокращая их на прописанные в соглашении цифры достигнуть целевых показателей не удастся. При этом внести изменения в концессию после обнаружения несоответствия технического состояния объекта на бумаге и реального положения дел на земле, очень сложно, процедура длительная и весьма бюрократизированная.
Аналогичная ситуация может быть и с пунктом о нарушениях сроков создания и реконструкции объекта по вине концессионера. Например, введённые санкции на поставку оборудования привели к поиску альтернативных решений, при этом существующие аналоги на рынке, вроде и есть, но они не позволяют получить в срок необходимый эффект и выйти на прописанные в соглашении показатели. Приходится полностью перестраивать технологический процесс, чтобы уложиться в поставленные цифры и не нарушить временные рамки. В этом случае, можно легко обвинить концессионера в том, что альтернативы по оборудованию были, но он долго тянул, не использовал его и сдвинул сроки создания объекта. Хотя причины были совершенно в другом.
Что позитивно, так это плата концедента в любой её форме. Это хорошая поддержка для инвестора и концессионера, не важно на что будут выдаваться эти деньги из регионального бюджета на покрытие межтарифной разницы или на оформление имущества – в любом случае это существенная помощь.
Подробнее в материале газеты «Коммерсант» >>
Соответствующие ограничения вступают в силу с 1 сентября 2025 г. на основании принятых изменений в Федеральный закон от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи». Документ вводит ряд существенных ограничений и дополнительных условий для совершения массовых и (или) автоматических телефонных вызовов, которые не могут…
Главным выводом аудитора стал тезис о том, что концессии, несмотря на их активное применение в отрасли ЖКХ, пока не стали эффективным инструментом привлечения инвестиций в коммунальную инфраструктуру. Такие соглашения сегодня зачастую формальны, не ориентированы на улучшение качества услуг, а реализация…
Соответствующие изменения в Основы ценообразования и Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения вступили в силу вчера 27 мая 2025 года Постановлением Правительства РФ № 732. Такой шаг позволит пересмотреть тарифы и при необходимости увеличить их выше предельных индексов платы…
Участники заседания обсудили актуальные вопросы работы коммунальной инфраструктуры в России. Заместитель генерального директора проектного офиса Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения Елена Воронцова рассказала о необходимых регуляторных и организационных шагах для отрасли водопроводно-канализационного…
Так в 2024 году, благодаря активной деятельности ведомства, в бюджетную систему РФ поступило 32,3 млрд. руб., из которых 22,3 млрд. руб. пришлось на плату за НВОС и почти 4 млрд. руб. на возмещение вреда окружающей среде. Замыкает список «доходных» статей экологический сбор 3,7 млрд. рублей.