Документ был внесен кабмином и одобрен в первом чтении еще в 2022 году. В нём прописывается обязательность наличия у инвестора опыта эксплуатации объектов «коммуналки», вводится норма о внесении задатка для участия в конкурсе на заключение соглашения, а также устанавливается запрет на участие бюджетных учреждений в концессиях.
Среди поправок ко второму чтению — расширение списка существенных нарушений, из-за которых соглашение может быть расторгнуто судом. Добавляется неисполнение по вине концессионера предусмотренных соглашением основных мероприятий, плановых значений показателей надежности и энергетической эффективности объектов. Вводится возможность взыскания неустойки или штрафа за нарушение срока создания или реконструкции объекта по вине инвестора.
Помимо этого, в законопроекте прописали положение о том, что соглашением может предусматриваться плата концедента в целях возмещения части расходов концессионера на осуществление государственного кадастрового учета и госрегистрации права собственности концедента на незарегистрированное недвижимое имущество, выполнение кадастровых работ в отношении этого имущества.
Между тем, эксперты неоднозначно оценивают правки в проект документа:
В Российский ассоциации водоснабжения и водоотведения отметили, что в сфере водопроводно-канализационного хозяйства очередей из инвесторов и концессионеров нет, поэтому любое ужесточение контроля за их деятельностью чревато снижением интереса к отрасли. Так, например, ненадлежащее выполнение концессионером плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности может стать ловушкой для любого потенциального инвестора. Потому что на практике фактическое состояние передаваемых объектов существенно отличается в худшую сторону от отражённых в документах. Выясняется это уже после подписания соглашения и проведения детального технического аудита. К примеру, потери воды могут быть вместо 5% в два-три раза выше и сокращая их на прописанные в соглашении цифры достигнуть целевых показателей не удастся. При этом внести изменения в концессию после обнаружения несоответствия технического состояния объекта на бумаге и реального положения дел на земле, очень сложно, процедура длительная и весьма бюрократизированная.
Аналогичная ситуация может быть и с пунктом о нарушениях сроков создания и реконструкции объекта по вине концессионера. Например, введённые санкции на поставку оборудования привели к поиску альтернативных решений, при этом существующие аналоги на рынке, вроде и есть, но они не позволяют получить в срок необходимый эффект и выйти на прописанные в соглашении показатели. Приходится полностью перестраивать технологический процесс, чтобы уложиться в поставленные цифры и не нарушить временные рамки. В этом случае, можно легко обвинить концессионера в том, что альтернативы по оборудованию были, но он долго тянул, не использовал его и сдвинул сроки создания объекта. Хотя причины были совершенно в другом.
Что позитивно, так это плата концедента в любой её форме. Это хорошая поддержка для инвестора и концессионера, не важно на что будут выдаваться эти деньги из регионального бюджета на покрытие межтарифной разницы или на оформление имущества – в любом случае это существенная помощь.
Подробнее в материале газеты «Коммерсант» >>
В материалах ТАСС, Интерфакс, Российской газеты, Ведомости и в эфире РБК исполнительный директор РАВВ Елена Довлатова рассказала о сложившихся экономических и инфляционных факторах, которые способствуют росту тарифов в коммунальном секторе.
В динамике за последние несколько лет расходы на реализацию инвестиционных программ составили в 2023 г.- 293 млрд. рублей, в 2024 – 344 млрд. рублей, а в 2025 году ожидаются 548 млрд. рублей. Количество мероприятий также из года в год увеличивается: суммарно по водоснабжению и водоотведению в прошлом…
Директор департамента государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности Минприроды России Роман Мальцев согласился с рядом предложений РАВВ по совершенствованию природоохранного законодательства, озвученных в ходе сегодняшнего круглого стола в Государственной…
На состоявшемся вчера заседании Комитета РСПП по экологической политике обсудили результаты деятельности за первое полугодие рабочей группы по реформированию водного законодательства, которую возглавляет РАВВ. За отчётный период ключевые дискуссии по вопросам ведения рабочей группы проходили в рамках…
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации провело заключительное совещание с заинтересованными ФОИВ, РАВВ, РСПП, Русгидро и научным сообществом по подготовке проекта изменений в Методику исчисления размера вреда водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утвержденную…