В мероприятии приняли участие Губернатор Пермского Края Дмитрий Махонин, заместитель Министра строительства и ЖКХ Александр Ломакин, представители органов власти субъектов РФ, отраслевых предприятий и профильных экспертов. Модератором заседания выступила исполнительный директор РАВВ Елена Довлатова.
Открывая работу пленарной дискуссии, глава Пермского края Дмитрий Махонин сообщил, что регион для обновления ЖКХ пользуется федеральной поддержкой. Так по проект «Чистая вода» в субъект привлечено 1,2 млрд рублей, на займы ФНБ многое сделано в тепле. Помимо этого, в рамках своих краевых программ с 2019 года в 11 муниципальных образования полностью обновлена система теплоснабжения.
Губернатор также рассчитывает, что региону удастся привлечь 3 млрд. рублей из нового нацпроекта «Инфраструктура для жизни». Отдельно стоит задача по расширению сотрудничества с бизнесом и увеличению числа концессий в крае. Сейчас объёмы частных инвестиций в коммунальную инфраструктуру составляют 40 млрд. рублей.
Дмитрий Махонин также отметил, что Пермский край получил один из самых высоких процентов роста индекса платы граждан за ЖКХ. Для региона это окно возможностей, которое поможет добиться к 2030 году снижение износа сетей на 10% и увеличения объёмов их обновления на 5,1%.
Заместитель Министра строительства и ЖКХ Александр Ломакин в своём выступлении сообщил, что с 2021 года ведомством ведётся работа по модернизации ЖКХ в рамках инструментов поддержки регионов «Инфраструктурное меню». Оно включает в себя целый набор мер: бюджетные и казначейские кредиты, средства Фонда национального благосостояния, инфраструктурные облигации Дом РФ. Благодаря этим инструментам уже введено в эксплуатацию и реконструировано 900 объектов ЖКХ, в планах 2500.
Дальнейшая работа с регионами в этом направлении будет продолжена в рамках нового национального проекта «Инфратсруктура для жизни» с общим объёмом финансирования 4,5 трлн. рублей.
Модератор пленарного заседания исполнительный директор РАВВ Елена Довлатова рассказала о проблеме роста налогового бремени в коммунальном хозяйстве в условиях масштабных бюджетных инвестиций в отрасль. По её словам, за время реализации федеральных проектов, связанных с модернизацией инфраструктуры ЖКХ, стоимость основных средств, например в сфере водоснабжения и водоотведения, выросла на 86% и составила в 2023 году 1,88 млрд. рублей. В результате увеличения масштабов строительства, появлению новых и повышению мощности действующих объектов, кратно выросли налоги на имущество. Последние должны быть включены в тариф, но по факту их невозможно учесть в полном объёме, потому что стоимость услуг будет неподъёмной для населения.
Для решения этой проблемы, РАВВ предлагает льготировать налог на имущество на федеральном уровне по следующей схеме: первый год – ставка 0, второй – 10% от общей ставки налога, потом 20% и т.д. При этом, что важно, за эти годы будет активно списываться амортизация оборудования. В итоге и субъект получит свои деньги и предприятию будет проще пережить столь существенную налоговую нагрузку.
Елена Довлатова, также обратила внимание, что текущие высокие темпы износа коммунальной инфраструктуры в сфере водоснабжения и водоотведения, напрямую связаны с накопленной недофинансированностью отрасли. Чистый убыток водопроводно-канализационного хозяйства в 2023 году составил 14,3 млрд. рублей. Это та сумма, которую регулятор не учёл в тарифах в предыдущих периодах регулирования, что в итоге привело к дефициту финансовых средств в том числе на модернизацию инфраструктуры и обновление сетей. Необходимо поэтапно двигаться в сторону установления экономически обоснованных тарифов, особенно для водоканалов, которые за последние 10 лет ни разу не вышли из отрицательной рентабельности.
В заключении, РАВВ обратила внимание на проблему с кадрами и низкими зарплатами в сфере водоснабжения и водоотведения. По мнению Ассоциации, ключевыми решениями в этом направлении должны стать:
По словам зампреда правительства, в рамках нацпроекта «Инфраструктура для жизни» сформирован федеральный проект «Модернизация коммунальной инфраструктуры» с общим объёмом финансирования 4,5 триллиона рублей.
Речь идёт об участке трубопровода от внешней стены жилого помещения до первого канализационного колодца, который из-за действующих противоречий в законодательстве юридически никому не принадлежит и является бесхозным. Между тем, на этих сетях регулярно возникают засоры, а ответственность за их устранение…
Документ содержит порядок отбора и распределения субсидий, форму заявки и перечень документов, необходимых для получения регионами федеральных средств, а также критерии отбора проектов по строительству или реконструкции очистных сооружений, финансируемых из бюджета «Вода России».
Неоднократно пересматривающийся и корректируемый в Госдуме проект федерального бюджета на ближайшую трёхлетку по итогам трёх чтений претерпел ряд изменений. Для отрасли водоснабжения и водоотведения утверждённый документ в части бюджетного обеспечения национальных и федеральных проектов интересен тремя…
По мнению службы, увеличение размера платы за предоставление одного электронного документа, содержащего данные из Единого государственного реестра недвижимости, с 1,3 до 290 рублей не является значительной величиной для коммерческих организаций. Новые расценки по оказанию этой услуги несопоставимы с…