РАВВ

РАВВ: в проекте новой Водной Стратегии Российской Федерации на период до 2035 водоканалы остались главным источником загрязнения водных объектов


Спустя 15 лет реализации первой редакции стратегии основные риски и угрозы для водных ресурсов практически не изменились и в новом документе неочищенные стоки от предприятий ЖКХ по-прежнему оказывают самое большое влияние на состояние водоёмов страны.

Так в представленном Минприроды России проекте новой Водной стратегии основными загрязнителями, на которых приходится более 90% общего объема сброса неочищенных сточных вод, являются предприятия жилищно-коммунального хозяйства, промышленного и аграрного комплексов. Водоканалы в крупных городах традиционно в топе главных врагов водоёмов. На их долю приходится свыше 60% всех загрязнённых стоков. При этом причина традиционно не только в износе сооружений и применении устаревших технологий, но и в приёме объектами ЖКХ неочищенных сбросов от промабонентов.  

В свою очередь на долю промышленности приходится 25% общего объема сброса загрязненных сточных вод, а главные риски для состояния водных объектов несут предприятия, осуществляющие целлюлозно-бумажное, химическое, металлургическое производство, полиграфическую деятельность, производство кокса, нефтепродуктов, добычу металлических руд, а также предприятия угольной промышленности.

Помимо этого, серьёзную роль в ухудшении состояния водоёмов по-прежнему играет диффузный сток, поступающий в водные объекты непосредственно с сельскохозяйственных угодий, ферм, мест складирования отходов и удобрений, промышленных площадок, объектов транспортной инфраструктуры, застроенных территорий и т.д. Объем загрязняющих веществ, поступающих в водные объекты в составе диффузного стока, в отдельных регионах оценивается до 50-60% от суммарного объема поступления загрязняющих веществ в водные объекты.

В отдельную категорию угроз выведены объекты накопленного экологического вреда, расположенные в водоохранных зонах, а также затонувшие суда.

Как предлагает стратегия бороться с указанными вызовами в ближашие10 лет? В общем и целом также, как это и делал предыдущие 15 лет, но за редким исключением:

  • Переход на новые принципы нормирования воздействий на основе наилучших доступных технологий (НДТ).
  • Масштабная модернизация очистных сооружений организаций жилищно-коммунального хозяйства и промышленных предприятий (важной составляющей этой меры является экономическое стимулирование на государственном уровне сокращения сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод).
  • Развитие технического регулирования в области очистки сточных вод, обустройство зон санитарной охраны водных объектов.
  • Обеспечение практического перехода к реализации законодательно закрепленного принципа «загрязнитель платит», который предусматривает ответственность абонентов централизованных систем водоотведения за качество отводимых сточных вод.  
  • Оснащение абонентов централизованных систем водоотведения локальными очистными сооружениями.
  • Формирование практики отказа в приеме водоканалами сточных вод абонентов, не отвечающих установленным требованиям (локальные очистные сооружения должны позволять защитить централизованные сооружения водоотведения от негативного влияния производственных сточных вод, а также удалять вещества, которые не улавливаются коммунальными очистными сооружениями).
  • Выработка механизмов государственной поддержки для развития систем ливневой канализации городов.

С учётом обозначенных проблем и намеченных решений на текущий момент у государства уже есть практически все инструменты и программы (с учётом планируемых новых федеральных проектов по водным ресурсам), чтобы незамедлительно приступить к реализации стратегии. Время покажет будем ли мы через 10 лет снова констатировать, что главные угрозы для наших водных объектов остались неизменными.

Проект новой Водной стратегии Российской Федерации на период до 2035 года >>



Новости


Российская ассоциация водоснабжения и водоотведения поздравляет отрасль с Днём Победы!

Мы искренне ценим подвиги наших ветеранов, которые трудились на водоканалах в годы Великой Отечественной Войны. Сотрудники предприятий водоснабжения и водоотведения всегда обеспечивали надёжно не только тыл нашей родины, но и самоотверженно шли на передовую.

Подробнее


Спустя три года Госдума всё-таки приняла во втором чтении законопроект о штрафах для ресурсоснабжающих организаций за предоставление некачественных коммунальных услуг

Документ, внесённый в нижнюю палату парламента ещё в 2021 году, после первого чтения был отклонён, и почти два года ждал своего повторного рассмотрения. Вчера он был принят во втором чтении.

Подробнее


РАВВ совместно с отраслевыми союзами и объединениями обратились в Госдуму и Минстрой России с просьбой не снимать финансовой ответственности с управляющих компаний перед ресурсоснабжающими организациями за долги граждан, признанных банкротами

Соответствующие положения указаны в проекте федерального закона № 575490-8 «О внесении изменений в статью 155 Жилищного кодекса Российской Федерации», в части снижения задолженности перед ресурсоснабжающими организациями, региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Подробнее


Исполнительный директор РАВВ Елена Довлатова посетила с рабочим визитом город Сарапул и встретилась с новым руководителем городского водоканала Граховым Андреем Владимировичем

На предприятии МУП «Сарапульский Водоканал» сегодня состоялась торжественная церемония вступления в должность нового директора Грахова Андрея Владимировича, который сменил на этом посту Кузнецова Владимира Ивановича.

Подробнее


РАВВ поддержала, разработанные ФАС России изменения в основы формирования индексов платы граждан за коммунальные услуги

Документ вводит новое положение в пункт 46 Постановления Правительства РФ от 30 апреля 2014 г. N 400, позволяющее регионам превышать предельный индекс платы граждан, установленный в субъекте, за счёт включения в тариф регулируемых организаций затрат на обслуживание объектов коммунальной инфраструктуры,…

Подробнее


Архив новостей Ассоциации >>