Спустя 15 лет реализации первой редакции стратегии основные риски и угрозы для водных ресурсов практически не изменились и в новом документе неочищенные стоки от предприятий ЖКХ по-прежнему оказывают самое большое влияние на состояние водоёмов страны.
Так в представленном Минприроды России проекте новой Водной стратегии основными загрязнителями, на которых приходится более 90% общего объема сброса неочищенных сточных вод, являются предприятия жилищно-коммунального хозяйства, промышленного и аграрного комплексов. Водоканалы в крупных городах традиционно в топе главных врагов водоёмов. На их долю приходится свыше 60% всех загрязнённых стоков. При этом причина традиционно не только в износе сооружений и применении устаревших технологий, но и в приёме объектами ЖКХ неочищенных сбросов от промабонентов.
В свою очередь на долю промышленности приходится 25% общего объема сброса загрязненных сточных вод, а главные риски для состояния водных объектов несут предприятия, осуществляющие целлюлозно-бумажное, химическое, металлургическое производство, полиграфическую деятельность, производство кокса, нефтепродуктов, добычу металлических руд, а также предприятия угольной промышленности.
Помимо этого, серьёзную роль в ухудшении состояния водоёмов по-прежнему играет диффузный сток, поступающий в водные объекты непосредственно с сельскохозяйственных угодий, ферм, мест складирования отходов и удобрений, промышленных площадок, объектов транспортной инфраструктуры, застроенных территорий и т.д. Объем загрязняющих веществ, поступающих в водные объекты в составе диффузного стока, в отдельных регионах оценивается до 50-60% от суммарного объема поступления загрязняющих веществ в водные объекты.
В отдельную категорию угроз выведены объекты накопленного экологического вреда, расположенные в водоохранных зонах, а также затонувшие суда.
Как предлагает стратегия бороться с указанными вызовами в ближашие10 лет? В общем и целом также, как это и делал предыдущие 15 лет, но за редким исключением:
С учётом обозначенных проблем и намеченных решений на текущий момент у государства уже есть практически все инструменты и программы (с учётом планируемых новых федеральных проектов по водным ресурсам), чтобы незамедлительно приступить к реализации стратегии. Время покажет будем ли мы через 10 лет снова констатировать, что главные угрозы для наших водных объектов остались неизменными.
Проект новой Водной стратегии Российской Федерации на период до 2035 года >>
В ходе сегодняшнего заключительного заседания Совета РАВВ состоялось обсуждение результатов работы Ассоциации в уходящем году и планов её дальнейшей деятельности.
Обсуждение в ходе секции было разделено на несколько блоков: цифровые решения и кейсы, анализ реестра добросовестных производителей отраслевого оборудования и перспективы его совершенствования, а также современные технологии для предприятий водопроводно-канализационного хозяйства.
Обсуждение было посвящено неналоговым платежам, новым ставкам платы за негативное воздействие на окружающую среду, расчётам ущерба водным биологическим ресурсам, пересмотру комплексных экологических разрешений и зонам санитарной охраны источников питьевого водоснабжения.