РАВВ: в проекте новой Водной Стратегии Российской Федерации на период до 2035 водоканалы остались главным источником загрязнения водных объектов


Спустя 15 лет реализации первой редакции стратегии основные риски и угрозы для водных ресурсов практически не изменились и в новом документе неочищенные стоки от предприятий ЖКХ по-прежнему оказывают самое большое влияние на состояние водоёмов страны.

Так в представленном Минприроды России проекте новой Водной стратегии основными загрязнителями, на которых приходится более 90% общего объема сброса неочищенных сточных вод, являются предприятия жилищно-коммунального хозяйства, промышленного и аграрного комплексов. Водоканалы в крупных городах традиционно в топе главных врагов водоёмов. На их долю приходится свыше 60% всех загрязнённых стоков. При этом причина традиционно не только в износе сооружений и применении устаревших технологий, но и в приёме объектами ЖКХ неочищенных сбросов от промабонентов.  

В свою очередь на долю промышленности приходится 25% общего объема сброса загрязненных сточных вод, а главные риски для состояния водных объектов несут предприятия, осуществляющие целлюлозно-бумажное, химическое, металлургическое производство, полиграфическую деятельность, производство кокса, нефтепродуктов, добычу металлических руд, а также предприятия угольной промышленности.

Помимо этого, серьёзную роль в ухудшении состояния водоёмов по-прежнему играет диффузный сток, поступающий в водные объекты непосредственно с сельскохозяйственных угодий, ферм, мест складирования отходов и удобрений, промышленных площадок, объектов транспортной инфраструктуры, застроенных территорий и т.д. Объем загрязняющих веществ, поступающих в водные объекты в составе диффузного стока, в отдельных регионах оценивается до 50-60% от суммарного объема поступления загрязняющих веществ в водные объекты.

В отдельную категорию угроз выведены объекты накопленного экологического вреда, расположенные в водоохранных зонах, а также затонувшие суда.

Как предлагает стратегия бороться с указанными вызовами в ближашие10 лет? В общем и целом также, как это и делал предыдущие 15 лет, но за редким исключением:

  • Переход на новые принципы нормирования воздействий на основе наилучших доступных технологий (НДТ).
  • Масштабная модернизация очистных сооружений организаций жилищно-коммунального хозяйства и промышленных предприятий (важной составляющей этой меры является экономическое стимулирование на государственном уровне сокращения сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод).
  • Развитие технического регулирования в области очистки сточных вод, обустройство зон санитарной охраны водных объектов.
  • Обеспечение практического перехода к реализации законодательно закрепленного принципа «загрязнитель платит», который предусматривает ответственность абонентов централизованных систем водоотведения за качество отводимых сточных вод.  
  • Оснащение абонентов централизованных систем водоотведения локальными очистными сооружениями.
  • Формирование практики отказа в приеме водоканалами сточных вод абонентов, не отвечающих установленным требованиям (локальные очистные сооружения должны позволять защитить централизованные сооружения водоотведения от негативного влияния производственных сточных вод, а также удалять вещества, которые не улавливаются коммунальными очистными сооружениями).
  • Выработка механизмов государственной поддержки для развития систем ливневой канализации городов.

С учётом обозначенных проблем и намеченных решений на текущий момент у государства уже есть практически все инструменты и программы (с учётом планируемых новых федеральных проектов по водным ресурсам), чтобы незамедлительно приступить к реализации стратегии. Время покажет будем ли мы через 10 лет снова констатировать, что главные угрозы для наших водных объектов остались неизменными.

Проект новой Водной стратегии Российской Федерации на период до 2035 года >>



Новости


ФАС России фиксирует рост исполнения инвестпрограмм ресурсоснабжающих организаций

В динамике за последние несколько лет расходы на реализацию инвестиционных программ составили в 2023 г.- 293 млрд. рублей, в 2024 – 344 млрд. рублей, а в 2025 году ожидаются 548 млрд. рублей. Количество мероприятий также из года в год увеличивается: суммарно по водоснабжению и водоотведению в прошлом…

Подробнее


Минприроды России поддержало предложение РАВВ об увеличении сроков реализации программ повышения экологической эффективности и срока действия инвентаризации сточных вод водоканалов

Директор департамента государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности Минприроды России Роман Мальцев согласился с рядом предложений РАВВ по совершенствованию природоохранного законодательства, озвученных в ходе сегодняшнего круглого стола в Государственной…

Подробнее


РСПП и бизнес высоко оценили уровень и содержание экспертных дискуссий в рамках деловой программы IX Всероссийского водного конгресса

На состоявшемся вчера заседании Комитета РСПП по экологической политике обсудили результаты деятельности за первое полугодие рабочей группы по реформированию водного законодательства, которую возглавляет РАВВ. За отчётный период ключевые дискуссии по вопросам ведения рабочей группы проходили в рамках…

Подробнее


Минприроды России поддержало ряд предложений РАВВ к готовящемуся проекту изменений Методики исчисления вреда водным объектам вследствие нарушения водного законодательства

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации провело заключительное совещание с заинтересованными ФОИВ, РАВВ, РСПП, Русгидро и научным сообществом по подготовке проекта изменений в Методику исчисления размера вреда водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утвержденную…

Подробнее


РАВВ прокомментировал газете «Коммерсант» подготовленные кабмином правила предоставления субсидий регионам на строительство и реконструкцию очистных сооружений в рамках нового федерального проекта «Вода России»

По данным Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения, в число проектов, которые смогут претендовать на финансирование государства, войдут только очистные сооружения первой категории негативного воздействия на окружающую среду – в общей сложности их 220 единиц. Поэтому география покрытия нового…

Подробнее


Архив новостей Ассоциации >>