По словам эксперта, главными причинами являются запрет сброса сточных вод на рельеф, отсутствие источников финансирования и налоговых льгот на соответствующую инфраструктуру.
В своём выступлении Елена Довлатова сообщила, что пока природоохранное законодательство не разрешит сбрасывать сточные воды на рельеф будет сложно двигаться дальше. Так как любая деятельность по сбору и отводу ливневого стока от жилой застройки без выпуска в водный объект уже является нарушением и поводом для проведения проверок, а затем и наложение штрафов. При это зачастую в городских агломерациях нет природных водных объектов и любой искусственный пруд накопитель будет считаться рыбохозяйственным водоёмом, к которому предъявляются высокие требования по сбросам сточных вод.
В свою очередь жёсткие экологические нормативы, которые вынуждают очищать атмосферные осадки до состояния питьевой воды, требуют огромных затрат. Учитывая, что с дождями собирается вся грязь с территории, меняется состав и увеличивается объём стока, процесс его очистки становится неоправданно дорогим, а зачастую и технологически невозможным из-за того, что сооружения водоканалов могут не быть на это рассчитаны.
Отсюда возникает следующая проблема – источники финансирования. По словам Довлатовой, сегодня за сбор и очистку ливневого стока можно брать деньги только с юридических лиц. Население освобождено от оплаты за сбор и очистку атмосферных осадков. Получается, что дождь есть, а платить за последствия, которые он вызывает, некому. РАВВ считает, что оплата со стороны населения может быть реализована в виде, например, жилищной, а не коммунальной услуги.
Помимо этого, исполнительный директор РАВВ отметила, что к вышеперечисленным проблемам также можно добавить отсутствие каких-либо налоговых льгот для ливневых систем. Если аналогичная инфраструктура, которая обслуживает дороги федерального значения, имеет налог на имущество ноль, то городская «ливнёвка» таких преференций не имеет, хотя выполняет абсолютно те же функции. Это приводит к дополнительным налогам на имущество, которые в дальнейшей экономике никак не учитываются.
Отдельно Елена Довлатова отметила, что ответственность за "ливнёвку" лежит на муниципалитетах, бюджеты которых перегружены другими расходами, зачастую более приоритетными и социально важными. При этом никаких субсидий по этому направлению для органов местного самоуправления нет, поэтому и задача с ливневым стоком оказывается на самом последнем месте среди приоритетов. Одним из выходов может быть передача этой функции на уровень субъекта РФ.
По мнению РАВВ озвученные проблемы существенно тормозят развитие систем сбора и очистки ливневых стоков в Российской Федерации.
По данным Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения, в число проектов, которые смогут претендовать на финансирование государства, войдут только очистные сооружения первой категории негативного воздействия на окружающую среду – в общей сложности их 220 единиц. Поэтому география покрытия нового…
Осенью вступает в силу принятый в феврале закон, ужесточающий требования к концессионерам в сфере ЖКХ. Среди ключевых нововведений: обязательная разработка инвестпрограмм, наличие опыта эксплуатации объектов коммунальной инфраструктуры, обязательная банковская гарантия для участия в конкурсе и оформление…
В ближайшие пять лет на возведение новых и реконструкцию действующих сооружений планируется направить около 70 млрд. рублей, в том числе почти 24 млрд. рублей – в течение трёх лет.
Об этом говорится в письме ведомства от 04.06.2025 № 32320-ДН/04 «Об учете отрицательного объема коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме». В документе, в частности отмечается, что отрицательный объём коммунальных ресурсов на общедомовые…
Российская ассоциация водоснабжения и водоотведения при поддержке Правительства Самарской области проводит с 25 по 29 августа 2025 года в Самаре XVII Конференцию водоканалов России.