Они не собираются в централизованные системы водоотведения и не проходят никакой очистки, их вклад в загрязнение рек и озер за последние годы превысил ущерб от сбросов сточных вод с очистных сооружений. Проблема, так называемого диффузного стока, может стать одной из главных причин невыполнения федеральных проектов по Волге, Дону, Байкалу, другим рекам и озерам страны.
Смываемые с дождями загрязняющие вещества с земель сельскохозяйственного значения, животноводческих комплексов, промышленных площадок, полигонов захоронения и свалок, оказывают существенное негативное воздействие на поверхностные и подземные водные объекты. Диффузный сток сегодня формирует 60% общего объёма загрязнений, попадаемых в экосистему рек и озёр. При этом вопросы его регулирования, мониторинга и контроля до сих пор не стали частью общей государственной экологической политики.
В Минприроды России и Минсельхозе России поддерживают необходимость системной работы по решению проблемы негативного воздействия диффузного стока на водные объекты. В федеральный проект «Оздоровление Волги» был внесен пункт о разработке в течении двух лет (2018-2019) «Концепции по снижению загрязняющих веществ диффузного стока». В итоге Институтом водных проблем РАН в 2020 году был подготовлен соответствующий документ. В нём определены основные принципы и концептуальные подходы, направленные на снижение диффузного загрязнения водных объектов и регулирование его источников. Но, к сожалению, концепция так и не получила дальнейшего развития.
И хотя на практике проблему диффузного стока решить полностью ещё никому не удалось, зарубежные страны существенно продвинулись в этом вопросе. Например, в Германии ограничено использование удобрений, содержащих азот и фосфор, в других европейских странах животноводческие комплексы и купные промышленные площадки имеют свои системы сбора и очистки поверхностного стока, городская ливневая канализация эффективно работает почти в каждом городе и многое другое.
Для России, помимо очевидных экологических проблем, диффузный сток несет и риски выполнения федеральных проектов и госпрограмм по оздоровлению водных объектов. Улучшить состояние Волги, Дона, Байкала, других рек и озёр, только за счёт сокращения сбросов сточных вод предприятий невозможно. Комплексная экологическая реабилитация водоёмов требует поэтапного решения проблемы диффузного загрязнения, включая мониторинг источников, организацию сельскохозяйственной деятельности, промышленных объектов и городских территорий, а также нормативно-правовое регулирование данного вопроса.
В рамках V Всероссийского водного конгресса Минприроды России, Минсельхоз России, Росприроднадзор, Росводресурсы, Институт водных проблем РАН и промышленные предприятия проведут тематическую сессию по обозначенной проблеме и сформируют дорожную карту по регулированию диффузного стока.
Об этом сообщила исполнительный директор Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения Елена Довлатова в ходе пленарного заседания всероссийского водного форума «Живая Кама» в Перми. По её словам, деятельность нового союза согласована и поддержана Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Об этом сообщила исполнительный директор Ассоциации Елена Довлатова в ходе пленарного заседания всероссийского водного форума «Живая Кама», который проходит в эти дни в Пермском крае. По её словам, сегодня любые инвестиции в модернизацию очистных сооружений не могут быть эффективными, пока в стране применяется действующая система нормирования сбросов.
Это уже второе поручение зампреда правительства в этом году по рассмотрению данного предложения, которое в феврале направлялось в кабмин от РАВВ и в ноябре от РСПП. Напомним, что по итогам первого рассмотрения все ответственные министерства, кроме Минстроя России, выступили против и не поддержали инициативу.