Они не собираются в централизованные системы водоотведения и не проходят никакой очистки, их вклад в загрязнение рек и озер за последние годы превысил ущерб от сбросов сточных вод с очистных сооружений. Проблема, так называемого диффузного стока, может стать одной из главных причин невыполнения федеральных проектов по Волге, Дону, Байкалу, другим рекам и озерам страны.
Смываемые с дождями загрязняющие вещества с земель сельскохозяйственного значения, животноводческих комплексов, промышленных площадок, полигонов захоронения и свалок, оказывают существенное негативное воздействие на поверхностные и подземные водные объекты. Диффузный сток сегодня формирует 60% общего объёма загрязнений, попадаемых в экосистему рек и озёр. При этом вопросы его регулирования, мониторинга и контроля до сих пор не стали частью общей государственной экологической политики.
В Минприроды России и Минсельхозе России поддерживают необходимость системной работы по решению проблемы негативного воздействия диффузного стока на водные объекты. В федеральный проект «Оздоровление Волги» был внесен пункт о разработке в течении двух лет (2018-2019) «Концепции по снижению загрязняющих веществ диффузного стока». В итоге Институтом водных проблем РАН в 2020 году был подготовлен соответствующий документ. В нём определены основные принципы и концептуальные подходы, направленные на снижение диффузного загрязнения водных объектов и регулирование его источников. Но, к сожалению, концепция так и не получила дальнейшего развития.
И хотя на практике проблему диффузного стока решить полностью ещё никому не удалось, зарубежные страны существенно продвинулись в этом вопросе. Например, в Германии ограничено использование удобрений, содержащих азот и фосфор, в других европейских странах животноводческие комплексы и купные промышленные площадки имеют свои системы сбора и очистки поверхностного стока, городская ливневая канализация эффективно работает почти в каждом городе и многое другое.
Для России, помимо очевидных экологических проблем, диффузный сток несет и риски выполнения федеральных проектов и госпрограмм по оздоровлению водных объектов. Улучшить состояние Волги, Дона, Байкала, других рек и озёр, только за счёт сокращения сбросов сточных вод предприятий невозможно. Комплексная экологическая реабилитация водоёмов требует поэтапного решения проблемы диффузного загрязнения, включая мониторинг источников, организацию сельскохозяйственной деятельности, промышленных объектов и городских территорий, а также нормативно-правовое регулирование данного вопроса.
В рамках V Всероссийского водного конгресса Минприроды России, Минсельхоз России, Росприроднадзор, Росводресурсы, Институт водных проблем РАН и промышленные предприятия проведут тематическую сессию по обозначенной проблеме и сформируют дорожную карту по регулированию диффузного стока.
Речь идёт о принятом Госдумой в первом чтении законопроекте № 577665-8 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах». При его подготовке к рассмотрению во втором чтении в него были включены…
Предложения РАВВ будут включены в итоговые рекомендации Счётной палаты Российской Федерации по улучшению инвестиционного климата в коммунальной сфере, которые формируются на основе результатов проверки хода модернизации инфраструктуры ЖКХ за счёт бюджетных средств и состоявшихся стратегических сессий…
Для решения этой проблемы предлагается внедрить шесть проектов: Прозрачный коммунальный ресурс. Он будет оценивать разумность и обоснованность инвестпрограмм ресурсоснабжающих организаций. Цифровая аварийно-диспетчерская служба. Тут будет вся информация по заявкам и цифровые договоры управления/поставки…
Новый координационный орган кабмина объединит под своим началом вопросы природопользования и охраны окружающей среды, развития лесного и водохозяйственного комплексов, которые ранее были закреплены за другими правительственными комиссиями.
Напомним, что Минпромторг России при участии РАВВ разработал проект бальной системы подтверждения производства водоочистного оборудования на территории Российской Федерации, которая позволит признавать его отечественным и получать ряд преференций при государственных тендерах и закупках.