РАВВ не поддержала разработанный ФАС России проект изменений в Правила холодного водоснабжения и водоотведения


По экспертным оценкам отраслевого сообщества документ несет в себе существенные риски, не учитывает особенности проектирования и функционирования систем водоснабжения и водоотведения по сравнению с системами теплоснабжения и электрическими сетями, а также не решает проблемы подключения новых объектов заявителей.

Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения представила отзыв на проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в Правила холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. № 644 «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

Основными отраслевыми особенностями, в отличие от теплоснабжения и электрических сетей, РАВВ выделяет следующие:

  • При проектировании систем водоснабжения, помимо собственной нагрузки объекта (из расчёта на постоянные нужды), необходимо учитывать нагрузку на периодические, а также экстренные нужды, включая нагрузку на пожаротушение, при этом величина указанной нагрузки может существенно превышать «собственную» нагрузку.
  • В водоснабжении и водоотведении, как правило, нет дефицита мощности системы, но есть необходимость увеличения пропускной способности.
  • Большинство застройщиков искусственно занижают подключаемую нагрузку в целях снижения размера платы за подключение и учета при проектировании нагрузки на пожаротушение.
  • Не учитываются особенности подключения к системам водоснабжения и водоотведения, в том числе требований к установке приборов учета, строительству колодцев, в том числе для отбора проб сточных вод.
  • Не учитывается установленное законом распределение мероприятий, обеспечивающих подключение, по источникам финансирования. Большинство абонентов подключаются и оплачивают плату за подключение, рассчитанную на основании тарифов на подключение, при расчете которых не учитываются мероприятия по строительству/реконструкции существующих объектов водоснабжения и водоотведения.

Среди существенных рисков для отрасли отмечается:  

  • Многочисленные споры между организациями водопроводно-канализационного хозяйства и «новыми заявителями», которым уступлена мощность, так как проект не предусматривает объективного механизма верификации снижения мощности у владельца подключенных объектов, а также каких-либо санкций для владельца объектов.
  • Принуждение организаций водопроводно-канализационного хозяйства к «бесплатным» подключениям новых заявителей, которым уступлена мощность.
  • Недополучение платы за подключение, отсутствие источников для финансирования мероприятий, обеспечивающих водоснабжение новых объектов.
  • Бесконтрольное подключение новых объектов капитального строительства к сетям транзитных организаций и неисполнимость обязательств гарантирующей организации перед новыми потребителями.
  • Возникновение новых псевдо-транзитных организаций, тем более в условиях не определения до настоящего момента критериев отнесения к таким организациям.

Помимо этого, проблема нехватки мощности в сфере водоснабжения существует только в вододефицитных районах страны, что не может быть решено представленным проектом. В подавляющем большинстве водоканалов избыток мощности, искусственное снижение или исключение платы за подключение может привести только к недостаточности средств на содержание объектов инфраструктуры.

При обращении заявителя сначала к абоненту за уступкой мощности, потом только в организацию ВКХ за установлением возможности такой уступки, приведёт не к снижению, а к увеличению сроков подключения ещё на 60 календарных дней (согласно положениям проекта п.106(6)), в случае установления отсутствия такой возможности.

РАВВ отдельно отмечает, что проект документа не приведёт к снижению затрат заявителя на подключение, так как тариф у организации водопроводно-канализационного хозяйства регулируемый и складывается из экономически обоснованных затрат, при этом учесть сколько необходимо будет заплатить абоненту за «выполнение технических действий, обеспечивающих подключение (технологическое присоединение)» невозможно, в связи с тем, что расходы нерегулируемого хозяйствующего субъекта (абонента, уступающего мощность) не подлежат проверке регулирующими органами.

Загрузить полный текст позиции РАВВ по документу >>



Новости


РАВВ прокомментировала центральным СМИ причины двухкратного повышения тарифов ЖКХ с 1 июля 2025 года

В материалах ТАСС, Интерфакс, Российской газеты, Ведомости и в эфире РБК исполнительный директор РАВВ Елена Довлатова рассказала о сложившихся экономических и инфляционных факторах, которые способствуют росту тарифов в коммунальном секторе.

Подробнее


ФАС России фиксирует рост исполнения инвестпрограмм ресурсоснабжающих организаций

В динамике за последние несколько лет расходы на реализацию инвестиционных программ составили в 2023 г.- 293 млрд. рублей, в 2024 – 344 млрд. рублей, а в 2025 году ожидаются 548 млрд. рублей. Количество мероприятий также из года в год увеличивается: суммарно по водоснабжению и водоотведению в прошлом…

Подробнее


Минприроды России поддержало предложение РАВВ об увеличении сроков реализации программ повышения экологической эффективности и срока действия инвентаризации сточных вод водоканалов

Директор департамента государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности Минприроды России Роман Мальцев согласился с рядом предложений РАВВ по совершенствованию природоохранного законодательства, озвученных в ходе сегодняшнего круглого стола в Государственной…

Подробнее


РСПП и бизнес высоко оценили уровень и содержание экспертных дискуссий в рамках деловой программы IX Всероссийского водного конгресса

На состоявшемся вчера заседании Комитета РСПП по экологической политике обсудили результаты деятельности за первое полугодие рабочей группы по реформированию водного законодательства, которую возглавляет РАВВ. За отчётный период ключевые дискуссии по вопросам ведения рабочей группы проходили в рамках…

Подробнее


Минприроды России поддержало ряд предложений РАВВ к готовящемуся проекту изменений Методики исчисления вреда водным объектам вследствие нарушения водного законодательства

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации провело заключительное совещание с заинтересованными ФОИВ, РАВВ, РСПП, Русгидро и научным сообществом по подготовке проекта изменений в Методику исчисления размера вреда водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утвержденную…

Подробнее


Архив новостей Ассоциации >>