РАВВ совместно с Высшей школой экономики проводят исследование по выявлению регуляторных барьеров, препятствующих привлечению инвестиций в коммунальную отрасль


Целью исследования является анализ и выявление следующих проблем: 

1. Нарушение базовых принципов долгосрочного тарифного регулирования.

  • По результатам контрольно-надзорной деятельности необходимая валовая выручка (НВВ) регулярно пересматривается в течение долгосрочного периода регулирования. Из-за многочисленных неоднозначных положений нормативных и методических документов создаются условия для манипулирования корректировочной частью НВВ (речь идёт о корректировках по результатам исполнения показателей надежности и качества, по итогам исполнения инвестиционной программы, по результатам операционной деятельности, по итогам учета экономии операционных расходов, энергетических ресурсов и потерь и т.д.).

В качестве решения этой проблемы предлагается при наличии соглашения (концессионного или об условиях осуществления регулируемой деятельности), в котором зафиксированы все обязательства, отказаться от поэлементного расчета НВВ и перейти к фиксации на долгосрочную перспективу уровня или темпа изменения тарифов (тарифных ставок). На текущий момент такая практика применяется, например, в газовой отрасли.

  • Установление в тарифах долгосрочных параметров регулирования, которые отличаются от заложенных в концессионном соглашении параметров.  

2. Недостатки регулирования инвестиционной деятельности и учета ее параметров в тарифном регулировании.

  • Доступный региону инструмент превышения индекса платы граждан за коммунальные услуги рассматривается субъективно. Недоступность тарифов для потребителей является основанием для отказа в согласовании (утверждении) инвестиционной программы регулируемой организации.

 

  • Отсутствуют нормы законодательства, исчерпывающе и однозначно описывающие правила учета в тарифах возврата и обслуживания инвестиционных кредитов.

 

  • Внедряемые нормы по целевому характеру использования амортизационных отчислений не учитывают возможность возврата за счет амортизации собственного капитала учредителей общества, который был сформирован не за счет поступлений от регулируемой деятельности.

3. Недостаточное внимание, уделяемое развитию адресности социальной поддержки граждан по оплате коммунальных услуг.

В качестве предложения по решению указанной проблемы, предлагается развивать систему адресной социальной поддержки граждан, синхронизировав этот процесс с возможностью в перспективе отказа от использования такого инструмента контроля как «индекс изменения платы граждан за коммунальные услуги.

4. Выявление неоднозначных положений методических документов, которые допускают противоречивые толкования и препятствуют эффективному привлечению инвестиций в коммунальную отрасль.

Приглашаем регулируемые организации сферы водоснабжения и водоотведения принять участие в исследовании и заполнить анкету с опросным листом >>  

Заполненные анкеты с опросным листом принимаются по адресу электронной почты info@raww.ru 



Новости


Кабмин утвердил правила предоставления субсидий регионам на строительство очистных сооружений в рамках федерального проекта «Вода России»

В ближайшие пять лет на возведение новых и реконструкцию действующих сооружений планируется направить около 70 млрд. рублей, в том числе почти 24 млрд. рублей – в течение трёх лет.

Подробнее


Минстрой России разъяснил ресурсоснабжающим организациям как возвращать излишне оплаченные потребителями коммунальные ресурсы на содержание общего имущества многоквартирного дома

Об этом говорится в письме ведомства от 04.06.2025 № 32320-ДН/04 «Об учете отрицательного объема коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме». В документе, в частности отмечается, что отрицательный объём коммунальных ресурсов на общедомовые…

Подробнее


РАВВ открыла регистрацию на XVII Конференцию водоканалов России

Российская ассоциация водоснабжения и водоотведения при поддержке Правительства Самарской области проводит с 25 по 29 августа 2025 года в Самаре XVII Конференцию водоканалов России.

Подробнее


РАВВ совместно с отраслевыми союзами и объединениями ЖКХ просят кабмин не запрещать массовые автоматические телефонные звонки потребителям коммунальных услуг

Соответствующие ограничения вступают в силу с 1 сентября 2025 г. на основании принятых изменений в Федеральный закон от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи». Документ вводит ряд существенных ограничений и дополнительных условий для совершения массовых и (или) автоматических телефонных вызовов, которые не могут…

Подробнее


РАВВ прокомментировала результаты исследования Счётной палаты концессий в сфере ЖКХ

Главным выводом аудитора стал тезис о том, что концессии, несмотря на их активное применение в отрасли ЖКХ, пока не стали эффективным инструментом привлечения инвестиций в коммунальную инфраструктуру. Такие соглашения сегодня зачастую формальны, не ориентированы на улучшение качества услуг, а реализация…

Подробнее


Архив новостей Ассоциации >>