На пленарном заседании XVI Конференции водоканалов России обсудили проблемы реализации федерального проекта «Оздоровление Волги» и пути их решения в новой программе «Вода России»


В рамках пленарной сессии представители федеральных органов власти, регионы, эксперты и проектировщики проанализировали правовые и технические сложности при строительстве очистных сооружений на Волге, а также сформировали предложения, исключающие их повторение в готовящемся федеральном проекте по оздоровлению водных объектов.   

Заместитель Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации Максим Корольков в своём выступлении отметил, что при реализации федерального проекта «Оздоровление Волги» в части строительства очистных сооружений субъекты и муниципалитеты во многом оказались не готовы к такому масштабу работы. Правительством была создана оперативная группа, которая сегодня в ручном режиме решает проблему с каждым неэффективно работающим объектом.

По словам Королькова, остаётся много вопросов к терминам, понятиям и трактовкам природоохранного законодательства и его применения на практике. Зачастую с учётом сложившихся реалий на территориях и меняющихся природоохранных требований возникают сложности с определением, что в действительности означает нормативная очистка сточных вод, что такое допустимое воздействие на водные объекты, что такое наилучшая технология очистки и т.д.

На эти и другие вопросы ведомству надо отвечать с учётом позиции отрасли и экспертного мнения самих водоканалов. Потому что впереди новый ещё более масштабный федеральный проект «Вода России», в котором предстоит в два раза снизить сбросы неочищенных сточных вод в основные водные объекты. Планируется, что одну половину этой задачи выполнят промышленные предприятия за счёт своих программ повышения экологической эффективности, вторую должны обеспечить водоканалы.  

В рамках реализации нового федерального проекта весь 2025 года будет посвящён решению нормативно-правовых проблем, совершенствованию необходимых стандартов, норм и правил, связанных со строительством и эксплуатацией очистных сооружений. На следующем этапе с 2026 года начнётся бюджетное финансирование, где будут очень жёсткие правила отбора проектов. В приоритете - крупные очистные сооружения, с существенной инвестиционной поддержкой со стороны региона и частного бизнеса.   

В свою очередь консолидированную позицию отрасли по возникшим проблемам с реализацией федерального проекта «Оздоровление Волги» и перспективам их решения в новой программе «Вода России» озвучила исполнительный директор РАВВ Елена Довлатова.

По её словам, сложности при возведении очистных сооружений возникали на всех этапах: от выбора объекта, проектирования и строительства до пусконаладки и ввода в эксплуатацию. Ключевыми ошибками стали отсутствие однозначных требований к очистке сточных вода (НДТ/рыбхоз), не было времени на подготовку качественных проектов, проблемы с формированием технических заданий, не проводились пусконаладочные работы под нагрузкой, наличие санкций на поставку импортного оборудования, «размытость» ответственности между участниками проекта.

С целью решения указанных проблем РАВВ предложила Минприроды России при реализации нового федерального проекта «Вода России» включить следующие инициативы:

  • Сформировать при Минприроды России штаб для оценки проектов по строительству очистных сооружений.
  • Создать технический комитет для анализа предпроектных решений и согласования технических заданий.
  • Ввести сквозную ответственность: субъект – водоканал – проектировщик – строитель – водоканал.
  • Создать алгоритмы для оценки предлагаемых проектных решений с акцентом на автоматизацию, энергоэффективность и цифровизацию.
  • Разработать методические рекомендации для формирования технических заданий.
  • Утвердить однозначные требования к степени очистки сточных вод (НДТ).
  • Внести изменения в профильное законодательство, предполагающее выделение финансовых средств на пуск-наладочные работы.

Презентация РАВВ по состоянию отрасли, предложениям по её развитию и инициативам по реализации федерального проекта «Вода России» >>



Новости


РАВВ совместно с отраслевыми союзами и объединениями ЖКХ просят кабмин не запрещать массовые автоматические телефонные звонки потребителям коммунальных услуг

Соответствующие ограничения вступают в силу с 1 сентября 2025 г. на основании принятых изменений в Федеральный закон от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи». Документ вводит ряд существенных ограничений и дополнительных условий для совершения массовых и (или) автоматических телефонных вызовов, которые не могут…

Подробнее


РАВВ прокомментировала результаты исследования Счётной палаты концессий в сфере ЖКХ

Главным выводом аудитора стал тезис о том, что концессии, несмотря на их активное применение в отрасли ЖКХ, пока не стали эффективным инструментом привлечения инвестиций в коммунальную инфраструктуру. Такие соглашения сегодня зачастую формальны, не ориентированы на улучшение качества услуг, а реализация…

Подробнее


РАВВ: водоканалам разрешили утвердить новую или скорректировать действующую инвестпрограмму на 2025 год и пересмотреть тарифы с 1 июля 2025 года

Соответствующие изменения в Основы ценообразования и Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения вступили в силу вчера 27 мая 2025 года Постановлением Правительства РФ № 732. Такой шаг позволит пересмотреть тарифы и при необходимости увеличить их выше предельных индексов платы…

Подробнее


РАВВ приняла участие в заседании Экспертного совета Фонда развития территорий

Участники заседания обсудили актуальные вопросы работы коммунальной инфраструктуры в России. Заместитель генерального директора проектного офиса Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения Елена Воронцова рассказала о необходимых регуляторных и организационных шагах для отрасли водопроводно-канализационного…

Подробнее


Плата за негативное воздействие на окружающую среду и возмещение причинённого ущерба остаются главными статьями пополнения бюджета Росприроднадзором

Так в 2024 году, благодаря активной деятельности ведомства, в бюджетную систему РФ поступило 32,3 млрд. руб., из которых 22,3 млрд. руб. пришлось на плату за НВОС и почти 4 млрд. руб. на возмещение вреда окружающей среде. Замыкает список «доходных» статей экологический сбор 3,7 млрд. рублей.

Подробнее


Архив новостей Ассоциации >>