Поводом для обращения предприятий водопроводно-канализационного хозяйства в кабмин стал принятый Госдумой в первом чтении законопроект, вносящий изменения в Жилищный кодекс в части запрета привлечения коллекторов к возврату просроченной задолженности по внесению платы за коммунальные услуги.
Российская ассоциация водоснабжения и водоотведения совместно с крупнейшими частными операторами Российские коммунальные системы и Росводоканал обратились к вице-премьеру Марату Хуснуллину с просьбой инициировать в указанный законопроект поправки, сохраняющие возможность заключения разных типов договоров, направленных на возврат просроченной задолженности с физических лиц.
По информации авторов письма жесткое ограничение на использование коллекторов приведёт к дальнейшему росту дебиторской задолженности организаций водопроводно-канализационного хозяйства, сделает невозможным реализацию их производственных и инвестиционных программ, и, как следствие, вызовет ухудшение качества питьевой воды, увеличение аварийности, нарушение процесса очистки сточных вод. В итоге такая ситуация может привести к нарушению санитарно- эпидемиологического благополучия населения и лишению конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду.
При этом создание дополнительных подразделений и штатных единиц в организациях водопроводно-канализационного хозяйства для обеспечения деятельности по возврату просроченной задолженности является значительно более затратным, чем использование услуг соответствующих специализированных организаций, и приведет либо к необходимости роста тарифов для населения, либо (с учетом наличия предельных индексов роста платы граждан за коммунальные услуги) - к снижению затрат на мероприятия по реализации производственных и инвестиционных программ водоканалов.
В 2020 году задолженность граждан, имеющих прямые договоры с водоканалами, составила 3,1 миллиарда рублей. За тот же период управляющие компании (исполнители коммунальных услуг в многоквартирном доме) недоплатили организациям водоснабжения и водоотведения 43,6 миллиарда рублей. Общая просроченная задолженность граждан за жилищно-коммунальные услуги за 2020 год в пик пандемии достигала критических значений в 625 миллиардов рублей.
Помимо этого, водоканалы пожаловались кабмину, что проблему с взысканием долгов с физических лиц осложняет требование о предоставлении идентификаторов граждан–должников при обращении в суд. К числу таких идентификаторов относятся: ИНН, СНИЛС, паспортные данные и другие сведения, которыми ресурсоснабжающие компании не обладают, а механизм получения такой информации на данный момент отсутствует, что существенно усложняет процедуру взыскания задолженности с физических лиц.
Минстрой России поддержал инициативу водоканалов, подготовил и направил на согласование в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти проект поправок Правительства Российской Федерации к законопроекту, в соответствии с которым предлагается предусмотреть возможность заключения договоров комиссии, агентских договоров, договоров поручения, а равно иных договоров, направленных на возврат просроченной задолженности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги с коллекторами, но при условии включения их в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности.
Письмо-обращение водоканалов в Правительство РФ по коллекторам >>
Ответ Минстроя России водоканалам по коллекторам >>
Российская ассоциация водоснабжения и водоотведения собрала ключевые изменения и правки, разработанного Федеральной антимонопольной службы документа.
Соответствующая норма начала действовать с сентября текущего года на основе ранее внесённых изменений в статью 124 Гражданского процессуального кодекса РФ. Согласно принятым изменениям к заявлению о вынесении судебного приказа необходимо прикладывать уведомление о вручении взыскателем должнику копии…
В рамках проекта готовящихся изменений Постановления Правительства РФ от 12.03.2022 N 353 "Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации" Ассоциация предложила включить три ключевых пункта:
По мнению Ассоциации, в подготовленном Минстроем России документе содержится ряд невыполнимых и нецелесообразных требований к субъектам РФ, которые существенно ограничивают возможность получения регионами федеральных субсидий на обновление сетей и объектов ЖКХ.
Соответствующие изменения подготовил Минстрой России. Проектом документа вводится ряд целевых критериев и обязательных условий для регионов, на основе которых будут выделяться средства на обновление сетей и объектов ЖКХ.