РАВВ приняла участие в совещании представителей ресурсоснабжающих организаций и объединений управляющих компаний в целях определения единой позиции отраслевого сообщества по вопросу перехода на прямые договоры с собственниками помещений МКД, в целях решения проблемы неплатежей.
На совещании были представлены две базовые концепции выстраивания взаимоотношений в МКД при предоставлении коммунальных услуг.
Первый вариант. Основной (по умолчанию) становится схема с прямыми договорами РСО с собственниками помещений в МКД на поставку ресурса (электрическая и тепловая энергия, холодная и горячая вода, стоки) на границе раздела внутридомовых инженерных систем. Платежи за ресурс вносятся собственниками напрямую в РСО. Из предмета договора управления, заключаемого собственниками (пользователями) помещений в МКД с управляющей организацией, исключается предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. По договору управления МКД управляющая организация будет обязана выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению МКД, а также оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в МКД (ч. 2 ст. 162 ЖК РФ).
В случае нарушения качества ресурса (требований к непрерывности его предоставления), собственники помещений в МКД обращаются в управляющую организацию для установления места нарушения качества ресурса. Ресурсоснабжающая организация несет ответственность за качество ресурса до границы раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения.
Второй вариант. Лицом, предоставляющим коммунальные услуги, всегда является УК (ТСЖ/ЖСК), которая оказывает коммунальные услуги путем надлежащего содержания общего имущества. Кроме того, в базовой схеме указанное лицо приобретает коммунальные ресурсы по договорам поставки коммунальных ресурсов в целях предоставления коммунальных услуг (в том числе – в случае приготовления коммунальной услуги с использованием общедомового имущества (например, индивидуальные тепловые пункты, крышные котельные)), заключаемым с РСО. Потребитель всегда (за исключением непосредственного способа управления) обращается по поводу нарушения непрерывности предоставления и/или качества коммунальных услуг в УК (ТСЖ/ЖСК). Управляющая организация (товарищество, кооператив), как представитель собственников, взаимодействует в рамках заключенных соглашений с РСО, в том числе в целях выявления стороны, виновной в нарушении качества коммунальных услуг.
РСО всегда поставляет только коммунальные ресурсы строго до ввода в дом и несет ответственность за непрерывность поставки и качество коммунального ресурса до границ многоквартирного дома.
В ряде случаев покупка коммунальных ресурсов осуществляется собственниками и нанимателями помещений в многоквартирном доме напрямую у РСО по договорам ресурсоснабжения. К таким случаям отнесены:
а) расторжение договора поставки коммунальных ресурсов в целях предоставления коммунальных услуг, заключенного между РСО и УК(ТСЖ/ЖСК);
б) при принятии решения общим собранием собственников о заключении прямых договоров с РСО;
в) при непосредственном способе управления многоквартирным домом.
Оба представленных варианта содержат ряд существенных отрицательных или недоработанных вопросов:
- ответственность за некачественное предоставление коммунальных услуг непосредственно в жилом помещении;
- порядок перерасчета за некачественное предоставление услуг/ресурса;
- гарантия полной оплаты предоставленного ресурса;
- компенсация РСО расходов на расчет и сбор платежей.
В итоге, за основу была взята схема, при которой УК выступает агентом потребителей в отношениях с РСО и представляет интересы потребителей от их лица и за их счет. Оплата, минуя агента, поступает напрямую в РСО.
Все обозначенные варианты будут более подробно обсуждаться на вебинаре (онлайн семинаре) 27 марта в целях выработки оптимальной для организаций ВКХ схеме взаимоотношений.
Российская ассоциация водоснабжения и водоотведения при поддержке Правительства Самарской области проводит с 25 по 29 августа 2025 года в Самаре XVII Конференцию водоканалов России.
Соответствующие ограничения вступают в силу с 1 сентября 2025 г. на основании принятых изменений в Федеральный закон от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи». Документ вводит ряд существенных ограничений и дополнительных условий для совершения массовых и (или) автоматических телефонных вызовов, которые не могут…
Главным выводом аудитора стал тезис о том, что концессии, несмотря на их активное применение в отрасли ЖКХ, пока не стали эффективным инструментом привлечения инвестиций в коммунальную инфраструктуру. Такие соглашения сегодня зачастую формальны, не ориентированы на улучшение качества услуг, а реализация…
Соответствующие изменения в Основы ценообразования и Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения вступили в силу вчера 27 мая 2025 года Постановлением Правительства РФ № 732. Такой шаг позволит пересмотреть тарифы и при необходимости увеличить их выше предельных индексов платы…
Участники заседания обсудили актуальные вопросы работы коммунальной инфраструктуры в России. Заместитель генерального директора проектного офиса Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения Елена Воронцова рассказала о необходимых регуляторных и организационных шагах для отрасли водопроводно-канализационного…