Состояние водоснабжения и стоков – одно из важнейших условий нормальной жизнедеятельности Архангельска. «Без системного подхода решить накопившиеся проблемы невозможно, - уверен директор водоканала Эдуард СМЕЛОВ. – И прежде всего, нужен открытый и честный разговор об этом».
- Эдуард Юрьевич, как бы вы охарактеризовали сегодняшнее состояние водоснабжения и водоотведения в Архангельске, которое обслуживает МУП «Водоканал»?
- Сложное. Об этом говорят цифры.
С начала этого года было выявлено более 700 повреждений на сетях водоснабжения. Это только то, что проявилось на поверхности и что удалось устранить в авральном режиме. Количество скрытых сетевых повреждений: не поддается анализу.
Состояние городской канализация ничуть не лучше. Практически ежедневно МУП «Водоканал» работает на ликвидации «подпоров». Это такая аварийная ситуация, при которой происходит переполнение колодцев системы канализации у конкретного дома. Стоки при этом попадают в подвал. За 8 месяцев 2016 года в Архангельске произошло более 4 500 таких подпоров! Это невероятная цифра. Она в 1,5 раза превышает количество домов в городе. Большинство домов подвергалось этой напасти и каждый из них - многократно! – принимал в свои подвалы канализационные стоки. Более 100 «подпоров» на текущий момент не ликвидировано.
Фактически ни водопроводная, ни канализационная сети в Архангельске не работают: выход воды на поверхность, разливы стоков создают серьезную угрозу заражения экологии.
- Причина столь тяжелого положения в износе сетевого хозяйства?
- Не только. Существует два варианта оценки износа тех же труб водоснабжения и водоотведения: бухгалтерский и нормативный. По установленным нормативам более, чем у 80% труб и соединений, срок эксплуатации давным-давно истек. Но это оценка лишь с точки зрения «бумаг». Фактическое же состояние сетевого хозяйства невозможно сегодня оценить объективно, а значит невозможно говорить о каких-либо профилактических мероприятиях, даже
если бы на них у МУП «Водоканала» оставались человеческие, материальные и финансовые ресурсы, напрочь сегодня «съедаемые» работой в аварийном режиме.
- То есть, вы хотите сказать, что сегодня в Архангельске нет системы объективного контроля за состоянием водоснабжения и водоотведения?
- Да. Мы работаем буквально «вслепую»: нам доподлинно неизвестно, где конкретно происходят потери. Мы можем лишь оперировать общими цифрами: в среднем в городе менее 50% воды доходит до потребителя, а 56,8% утекает в землю, в реку. Частично эти потери покрываются потребителем через тариф, но большая часть ложится на убытки «Водоканала».
- То есть жители Архангельска сегодня платят за воду, которую не получают, а «Водоканал» при этом наращивает убытки и не имеет возможности работать на предупреждение – профилактику аварий и сбойных ситуации. В чем же Вы видите выход из сложившихся обстоятельств?
- Речь должна идти о множестве мероприятий, требующих значительных усилий и ресурсов. Прежде всего необходимо обеспечить город надежной и повсеместной системой учета потребления воды. На сегодняшний день, менее 5% домов Архангельска оборудованы такой системой. Лет 8-10 назад ситуация в городе с этим была значительно лучше: в 50% жилищного фонда имелись приборы учета воды. За это время большинство счетчиков пришло в негодность, истек срок эксплуатации, а замен не производилось. Причина, на мой взгляд, в том, что внутренне состояние водоснабжения в домах еще хуже, чем в городе, и счетчики немилосердно и объективно установят это. Значит дополнительные затраты по оплате коммунальных услуг лягут на плечи жильцов и управляющих компаний, которые в конечном счете, переложат это бремя на тех же жильцов. До 2014 года счетчики водоснабжения должны были быть установлены в домах по решению собственников жилья. В большинстве городов Северо-Западного Федерального округа эту работу провели. Такого катастрофического состояния, как в Архангельске, нет нигде: 5% жилых домов, охваченных учетом водоснабжения!
- Проблема понятна. Но кто и как теперь должен ее решить?
- МУП «Водоканал» в рамках инвестиционной программы, которую нам должна утвердить городская власть. Но домовые счетчики это лишь малая часть решения вопроса создания единой и надежной системы контроля водоснабжения. Требуются еще так называемые промежуточные системы контроля – датчики давления, шума, которые устанавливаются по всему городу на межрайонных, квартальных и внутриквартальных сетях. В городе 5000 колодцев водоснабжения – в каждом должен быть такой датчик.
- Итак, чтобы восстановить нормальное функционирование водоканальных сетей в Архангельске кроме замены как минимум 80% труб необходимо повсеместно в домах на входе с сетей и выходе установить общедомовые счетчики учета воды, во всех колодцах водоснабжения поставить промежуточные датчики контроля. Масштаб впечатляет. Вопрос: сколько на это потребуется денег?
- Вначале надо сказать, каково финансовое состояние «Водоканала» сегодня. Мягко говоря, оно неустойчивое. Тариф, который установлен для жителей за потребление воды, даже не
покрывает то количество ремонтных работ, которые нам приходится проводить в текущем режиме.
Наши долги перед внешними подрядчиками составляют 1,5 млрд. рублей. Основные наши вынужденные кредиторы это энергетики (долг «Водоканала» перед ними достиг 500 млн. рублей) и Соломбальский ЛДК, обеспечивающий очистку всех городских сточных вод (долг перед комбинатом 360 млн. рублей).
Теперь давайте считать дальше. На автоматизацию системы учета подачи и распределения воды в городе потребуется 117 млн. рублей. Это районные, квартальные, межквартальные «наши колодцы». Приобретение и установка общедомовых счетчиков на оставшихся 95% жилого фонда стоит 303 млн. рублей. Кроме этого, необходимо автоматизировать учет стоков – еще 52 млн. рублей. А в колодцах надо установить датчики поиска скрытых утечек, без которых вести речь о профилактическом ремонте не приходится. На это дополнительно придется затратить 251 млн. рублей.
- Вы оперируете точными цифрами – откуда они взяты?
- Сегодня на «Водоканале» проведен скрупулезный, тщательнейший аудит состояния водоснабжающих и сточных городских коммуникаций. Выявлены узловые проблемы – я их называл. Определены приоритеты. Всё это и легло в основу разработанной инвестиционной программы по выводу водообеспечения Архангельска из кризиса. Всего, без учета выплаты внешнего долга, потребуется 4 млрд. 40 млн. рублей.
- Что кроме реконструкции сетевых коммуникаций и автоматизации системы контроля вошло в инвестиционную программу «Водоканала»?
- Мероприятия по улучшению состояния качества воды. Системе водоподготовки, включающей в себя не только очистные сооружения на входе воды из реки, но и городские водопроводные насосные станции, более 60 лет. Столь же почтенный возраст у очистных сооружений для сточных вод. В их состав входят городские канализационные насосные станции.
Доподлинно установлено и проверяется постоянно в текущем режиме – вода из очистных сооружений, поступающая в городские сети водоснабжения, полностью соответствует требованиям СанПиН – химическому, бактериологическому составу. Но до потребителя, непосредственно в квартирные краны вода доходит в более чем 50% случаев с превышением железа! Это результат сегодняшнего состояния сетей. С каждым разом от пробы к пробе ситуация только ухудшается.
У нас есть два варианта инвестиционной программы. Один рассчитан на 4 года, второй, более щадящий для инвестора, на 7 лет. Но ни один из вариантов не позволит за такие сроки заменить 640 км водопроводной сети Архангельска на 100%. Таков реальный масштаб бедствия. В то же время специалисты точно рассчитали, что проблему с качеством воды можно решить в рамках инвестиционной программу, выделив в качестве приоритетов модернизацию первичной очистки воды и установку второй ступени очистки, которая должна охватить 120 городских водопроводных насосных станций (ВНС). Абсолютное большинство ВНС межквартальные,
рассчитанные на обслуживание 4-7 домов. Установленная в них система очистки позволит «улавливать» из воды набранное в сетях железо плюс дополнительно обрабатывать воду ультрафиалетом, тем самым значительно повышая ее качество без использования лишних химических реактивов.
- Итак. Инвестиционная программа по выводу водообеспечения Архангельска из кризиса есть. Все подсчитано до копейки на общую сумму 4 млрд. 40 млн. рублей. Обозначены приоритеты, даже предложено два варианта решения за 4 и 7 лет. Звучит заманчиво. Но где гарантия, что к вам придут инвесторы? Какими должны быть условия для успешной реализации программы?
- Должна быть создана концессия – несколько инвесторов, решивших вложиться в водообеспечение Архангельска. В предлагаемой нами программе есть не только проблемы и затраты, но и рассчитан эффект от инвестиций, отраженный в конечном счете в тех доходах, который со временем инвесторы будут получать, вернув себе вложенные деньги. Это внятный реальный бизнес-проект.
Но он не может быть успешным без внятных и честных правил, соблюдаемых обеими сторонами: заказчиком в лице власти, с одной стороны, и исполнителями в лице инвесторов, с другой.
В этой связи главное и первое условие, выполнение которого обеспечит доверие к нашему предложению со стороны бизнеса, решившего вложиться в проект: должен быть объективный и честный взгляд со стороны власти, заявленный открыто. Перед инвесторами надо открыть состояние дел как оно есть, ничего не скрывая, не завышая, не улучшая цифры и показатели. При этом не надо пытаться выяснять, кто виноват и сваливать на предшественников. Поверьте, бизнес-инвесторов эти политические разборки мало интересуют. Но что абсолютно точно прежде, чем подписаться под программой и принять участие в концессии, они придут со своим техническим, финансовым, правовым аудитом и перепроверят все до миллиметра, копейки и запятой. И, если их аудит выявит обман со стороны заказчика, концессия так и останется мечтой на бумаге.
Бизнес, вкладывающий деньги, хочет быть уверенным в честности заказчика, что заказчик в лице власти, не предъявит ему по истечении срока гамбурский счет: не справились, не достигли запланированных результатов – прерываем с вами контракт. Могу с уверенностью сказать, что областная и городская власть в лице губернатора Архангельской области Игоря Орлова и главы города Архангельска Игоря Годзиша заняли в вопросе раскрытия всех проблем водообеспечения столицы Поморья конструктивную позицию и поддерживают
- Эдуард Юрьевич, можете ли вы сейчас подвести итог всему сказанному и в качестве послания потенциальным инвесторам и реальным потребителям по пунктам популярно оценить это состояние?
- Существует 5 ключевых измеримых показателей, по которым оценивается состояние любой системы водоснабжения – от маленького провинциального городка до столицы. Это по пунктам. Первый показатель – потери воды в сетях. В Архангельске, я уже приводил цифры, они самые высокие на Северо-Западе России. Второе – аварийность. Очень высокая, сверх нормы. Третье – качество воды. Низкое. Четвертое и пятое – удельные расходы на электроэнергию при подаче или очистке 1 кубического метра воды и стоков. Очень высокие.
- Емко и понятно. Какие еще условия, кроме объективной оценки состояния системы городского водоснабжения, должны быть соблюдены, чтобы пришли инвесторы и концессия состоялась?
- Опять же при активной поддержке со стороны областной и муниципальной власти мы договариваемся с кредиторами по реструктуризации долгов на 11 лет. Причем в 2017 году – первый год работы концессии – выплаты по долгам будут заморожены. Это реально выполнимые условия для инвесторов.
И еще одно условие, которое позволит поддерживать систему водообеспечения Архангельска в текущем состоянии в течение всего инвестиционного проекта, даст возможность полноценно проводить ремонтные работы и расплачиваться по долгам, используя инвестиции исключительно на модернизацию системы – это повышение тарифов. Об этом тоже надо говорить честно и открыто. По нашим расчетам, чтобы вписаться в заявленные 4 млрд. 40 млн. инвестиций и вывести ситуацию с водой из кризиса, необходимо в течение 2016 – 2017 года повысить тарифы на воду и стоки, которые установит Агентство по тарифам и ценам. С 2018 года повышение тарифа не будет превышать уровень инфляции. Даже в этом случае стоимость воды и стоков в жилищно-коммунальных платежах архангелогородцев останется самой маленькой и не превысит 200 руб. на человека по воде и 180 руб. по стокам. А вот водообеспечению Архангельска это даст шанс выжить и изменится к лучшему ради здоровья горожан, будущего подрастающего поколения архангелогородцев. Ведь качество воды и состояние стоков – одно из ключевых условий существования комфортной, здоровой, экологически безопасной современной городской среды.
Если мы вложимся сегодня и водообеспечение в Архангельске заработает без перебоев и аварий, то по нашим самым скромным расчетам уже с 2024 года тарифы на воду и стоки будут снижаться.
- Каким, по-вашему, должен быть результат работы по концессионному соглашению, чтобы признать эту работу эффективной? Вы же не станете утверждать, что после завершения инвестиционного проекта состояние с водообеспечением в Архангельске будет идеальным – ноль потерь воды, ноль аварий, из крана течет минеральная вода.
- Конечно, нет. Мы – реалисты и профессионалы. Идеал – это то, к чему система стремится благодаря планомерной и слаженной работе без авралов и сбоев. Так вот, именно на такой плановый уровень эксплуатации, когда абсолютно большая часть ремонтных работ носит профилактический, упреждающий характе, мы и должны выйти по результатам концессионного соглашения. Что это означает в конкретных параметрах? Если мы говорим о более длительном, «мягком», варианте инвестиционной программы – он более реалистичен, на мой взгляд, – то уже через год «Водоканал» должен выйти на безубыточность, а после реализации инвестиционной программы потери воды не будут превышать 20%, аварийность снизится в 5 раз (то есть, не более 150-200 аварий в течение года против более чем 1000 происходящих в настоящее время), расходы на электроэнергию при эксплуатации водоснабжения и канализационных стоков снизятся на 25%, а качество воды возрастет в 2 раза.
Пресс-служба
Документ подписан между Российской ассоциацией водоснабжения и водоотведения, проектным офисом РАВВ ООО «РС Вода» и федеральным государственным бюджетным учреждением «Центр Лабораторного Анализа и Технических Измерений по Центральному федеральному округу» (ФГБУ «ЦЛАТИ по ЦФО»).
Зампред правительства рассказал в интервью РБК о модернизации коммунальной инфраструктуры, бизнесе в ЖКХ и необходимых шагах для развития этой отрасли.
Соответствующее благодарственное письмо было вручено первым заместителем председателя Комитета РСПП по экологии и природопользованию и председателем совета директоров «Еврохим» Игорем Нечаевым в рамках сегодняшнего отчётного заседания комитета.
Соответствующие изменения в основы ценообразования в сфере тепло-, водоснабжения и водоотведения внесены кабмином 17 декабря 2024 года №1810 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".
Во второй день деловой программы конференции-семинара РАВВ «Законодательный Новый Год» Федеральная антимонопольная служба представила новые подходы к регулированию тарифов и платы за подключение к централизованным системам водоснабжения и водоотведения.ФАС России рассказала о нововведениях в порядке…