РАВВ

Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Марат Хуснуллин: если мы не будем менять сети, то у нас будет коммунальная катастрофа


Вице-премьер рассказал о перспективах модернизации изношенных коммунальной инфраструктуры и решениях проблем жилищно-коммунального хозяйства.

Вам не кажется, что до сих пор в России незаслуженно мало внимания уделялось модернизации сферы ЖКХ? Что делать с чрезвычайно высоким уровнем износа объектов коммунальной инфраструктуры?

К сожалению, могу сказать, что ЖКХ финансируется по остаточному принципу, хотя этот сегмент экономики и дает пять триллионов выручки ежегодно, то есть 5% ВВП страны. В отрасли работает два миллиона человек, и самое главное, именно от того, как функционирует сфера ЖКХ, напрямую зависит качество жизни людей.

Мы можем использовать какие угодно громкие фразы о реформировании жилищно-коммунального хозяйства, но если в доме нет горячей или холодной воды, то никому такая реформа не нужна. И когда происходят аварии и ты сидишь без тепла, то тоже как-то странно говорить, что ЖКХ меняется. Более того, когда ты приезжаешь в субъекты и тебе губернаторы говорят, что 70% сетей изношено, то очень хорошо становится понятно, что настоящая реформа ЖКХ еще только набирает обороты.

Проблема в том, что отрасль всегда была и по-прежнему остается зоной ответственности регионов, федеральных денег здесь ежегодно совсем немного – 7-8 миллиардов в год. Такие суммы погоды не делают.

В прошедшие шесть месяцев я в первую очередь занимался антикризисными мерами и сокращением админбарьеров, но во второй половине года я хочу вплотную заняться проблемами ЖКХ. Я как куратор ведомства поручу Минстрою готовить предложения по развитию отрасли активнее, и мы будем выносить их на президента. Тем более что положительный опыт уже есть: все наши обоснованные инициативы по стройке были поддержаны главой государства.

Как быть с слабым притоком частных инвестиций в ЖКХ?

Одной формулы решения проблемы нет. Должен быть комплексный подход к каждому региону и к каждому предприятию. Где-то сработает концессия, где-то бюджетные вложения, где-то тарифная политика. Этим надо просто системно заниматься. Кроме того, с главой ВЭБ.РФ Игорем Шуваловым мы серьезно обсуждаем перспективы развития жилищно-коммунальной сферы с помощью инфраструктурных облигаций.

А когда появится давно анонсированная стратегия развития ЖКХ?

В свое время ее отложили, потому что когда стали параллельно готовить стратегию развития жилищного строительства, то поняли, что принимать раздельно, как два документа, их нельзя. Теперь принятие объединенной стратегии будет зависеть от того, какие параметры бюджета нам утвердят до 2023 года. Если будут ограничения по финансированию, то будет один вариант развития, не будет ограничений – пойдем вторым путем.

Пока я, к сожалению, вижу, что коронавирус сильно повлиял на все бюджетные процессы и по капиталовложениям нам, видимо, придется ужаться минимум на 10% по сравнению с первоначальными планами. У нас задача компенсировать эти средства либо частными деньгами, либо каким-то альтернативным механизмом. Над этим мы сейчас ломаем голову.

Думаю, базовые вещи мы поймем до 30 октября, так что я ставлю задачу, чтобы мы во втором полугодии этого года стратегию развития жилищного строительства и ЖКХ утвердили.

В прошлом году Минстрой обещал программу модернизации изношенной коммунальной инфраструктуры под условным названием "60+". Вы видели проект документа и что о нем думаете?

Ее обязательно нужно делать. Если мы не будем менять сети, то у нас будет коммунальная катастрофа. Однако в том объеме, в каком запрашиваются деньги на эту программу, средств нет. Регионами были заявлены проекты модернизации примерно на четыре триллиона рублей, однако под эти цифры не предоставлена проектно-сметная документация и не проведен необходимый технологический аудит. Сейчас с регионами отрабатываем все необходимые технические и технологические решения, в том числе и ценовые, поэтому было принято решение запустить пилоты по реализации программы. Стоит задача добиться максимальной синхронизации национальных проектов, региональных программ капитального ремонта, а также инвестиционных программ ресурсоснабжающих организаций.

Повторюсь: надо искать разные пути: бюджет, внебюджетные источники, длинные кредитные деньги, новые технологий. Требуется очень серьезный и взвешенный подход, и я как человек, который в свое время на посту министра строительства и ЖКХ Татарстана отдал данной теме 10 лет жизни, достаточно хорошо это понимаю.

К счастью, запас устойчивости в системе ЖКХ у нас все же есть. Так что за счет эффективного управления можно найти решения существующих проблем в отрасли.

Ссылка на первоисточник >>



Новости


РАВВ поддержала подготовленные Минэкономразвития России изменения в федеральный закон о концессионных соглашениях

По мнению РАВВ документ укрепляет позиции существующих инвесторов в отрасли водоснабжения и водоотведения, а также «отсекает»не отраслевых частных операторов. Между тем, выполнить главную задачу по привлечению большего объема внебюджетных средств на развитие коммунальной инфраструктуры законопроекту,…

Подробнее


Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики обсудит на V Всероссийском водном конгрессе вопросы защиты и оздоровления Амура

Река является крупнейшим трансграничнымводным объектом Евразии,на берегах которой проживает более половины населения Дальневосточного федерального округа. От её состояния зависит качество жизни и экологическая безопасность 5 миллионов человек. В рамках круглого стола ведомство рассмотрит концепцию комплексного…

Подробнее


Предложения РАВВ по отмене прохождения процедуры государственной экологической экспертизы для очистных сооружений сточных вод поддержаны научно-техническим советом Росприроднадзора

На состоявшемся в четверг заседании секции по Охране водных объектов НТС Росприроднадзора эксперты, представители науки и промышленности согласились с предложениями РАВВ о том, что процедура получения государственной экологической экспертизы для объектов, направленных на снижение негативного воздействия…

Подробнее


РАВВ провела рабочее совещание по подготовке V Всероссийского водного конгресса с Минтрансом России и Росморречфлотом

Стороны обсудили участие ведомств в работе деловой программы мероприятия. Минтранс России совместно с Росморречфлотом поддержали работу круглого стола по модернизации и расширению магистральной транспортной инфраструктуры, в рамках которой планируется рассмотреть комплексные вопросы развития зелёного…

Подробнее


РАВВ прокомментировала новый проект Минэкномразвития России о порядке использования экономии, образовавшейся у предприятий тепло- и водоснабжения при реализации инвестпрограмм

По мнению Ассоциации на практике применить новую норму будет проблематично из-за жёсткого регулирования стоимости мероприятий инвестпрограммы укрупненными сметными нормативами, которые являются определяющими в вопросах ценообразования и величина которых уже является ниже рыночной.

Подробнее


Архив новостей Ассоциации >>