РАВВ

Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Марат Хуснуллин: если мы не будем менять сети, то у нас будет коммунальная катастрофа


Вице-премьер рассказал о перспективах модернизации изношенных коммунальной инфраструктуры и решениях проблем жилищно-коммунального хозяйства.

Вам не кажется, что до сих пор в России незаслуженно мало внимания уделялось модернизации сферы ЖКХ? Что делать с чрезвычайно высоким уровнем износа объектов коммунальной инфраструктуры?

К сожалению, могу сказать, что ЖКХ финансируется по остаточному принципу, хотя этот сегмент экономики и дает пять триллионов выручки ежегодно, то есть 5% ВВП страны. В отрасли работает два миллиона человек, и самое главное, именно от того, как функционирует сфера ЖКХ, напрямую зависит качество жизни людей.

Мы можем использовать какие угодно громкие фразы о реформировании жилищно-коммунального хозяйства, но если в доме нет горячей или холодной воды, то никому такая реформа не нужна. И когда происходят аварии и ты сидишь без тепла, то тоже как-то странно говорить, что ЖКХ меняется. Более того, когда ты приезжаешь в субъекты и тебе губернаторы говорят, что 70% сетей изношено, то очень хорошо становится понятно, что настоящая реформа ЖКХ еще только набирает обороты.

Проблема в том, что отрасль всегда была и по-прежнему остается зоной ответственности регионов, федеральных денег здесь ежегодно совсем немного – 7-8 миллиардов в год. Такие суммы погоды не делают.

В прошедшие шесть месяцев я в первую очередь занимался антикризисными мерами и сокращением админбарьеров, но во второй половине года я хочу вплотную заняться проблемами ЖКХ. Я как куратор ведомства поручу Минстрою готовить предложения по развитию отрасли активнее, и мы будем выносить их на президента. Тем более что положительный опыт уже есть: все наши обоснованные инициативы по стройке были поддержаны главой государства.

Как быть с слабым притоком частных инвестиций в ЖКХ?

Одной формулы решения проблемы нет. Должен быть комплексный подход к каждому региону и к каждому предприятию. Где-то сработает концессия, где-то бюджетные вложения, где-то тарифная политика. Этим надо просто системно заниматься. Кроме того, с главой ВЭБ.РФ Игорем Шуваловым мы серьезно обсуждаем перспективы развития жилищно-коммунальной сферы с помощью инфраструктурных облигаций.

А когда появится давно анонсированная стратегия развития ЖКХ?

В свое время ее отложили, потому что когда стали параллельно готовить стратегию развития жилищного строительства, то поняли, что принимать раздельно, как два документа, их нельзя. Теперь принятие объединенной стратегии будет зависеть от того, какие параметры бюджета нам утвердят до 2023 года. Если будут ограничения по финансированию, то будет один вариант развития, не будет ограничений – пойдем вторым путем.

Пока я, к сожалению, вижу, что коронавирус сильно повлиял на все бюджетные процессы и по капиталовложениям нам, видимо, придется ужаться минимум на 10% по сравнению с первоначальными планами. У нас задача компенсировать эти средства либо частными деньгами, либо каким-то альтернативным механизмом. Над этим мы сейчас ломаем голову.

Думаю, базовые вещи мы поймем до 30 октября, так что я ставлю задачу, чтобы мы во втором полугодии этого года стратегию развития жилищного строительства и ЖКХ утвердили.

В прошлом году Минстрой обещал программу модернизации изношенной коммунальной инфраструктуры под условным названием "60+". Вы видели проект документа и что о нем думаете?

Ее обязательно нужно делать. Если мы не будем менять сети, то у нас будет коммунальная катастрофа. Однако в том объеме, в каком запрашиваются деньги на эту программу, средств нет. Регионами были заявлены проекты модернизации примерно на четыре триллиона рублей, однако под эти цифры не предоставлена проектно-сметная документация и не проведен необходимый технологический аудит. Сейчас с регионами отрабатываем все необходимые технические и технологические решения, в том числе и ценовые, поэтому было принято решение запустить пилоты по реализации программы. Стоит задача добиться максимальной синхронизации национальных проектов, региональных программ капитального ремонта, а также инвестиционных программ ресурсоснабжающих организаций.

Повторюсь: надо искать разные пути: бюджет, внебюджетные источники, длинные кредитные деньги, новые технологий. Требуется очень серьезный и взвешенный подход, и я как человек, который в свое время на посту министра строительства и ЖКХ Татарстана отдал данной теме 10 лет жизни, достаточно хорошо это понимаю.

К счастью, запас устойчивости в системе ЖКХ у нас все же есть. Так что за счет эффективного управления можно найти решения существующих проблем в отрасли.

Ссылка на первоисточник >>



Новости


РАВВ: В Госдуму внесён законопроект, разрешающий передавать в аренду объекты водоснабжения и водоотведения с любым сроком ввода в эксплуатацию

Речь идёт о проекте Федерального закона «О внесении изменений в статью 281 Федерального закона «О теплоснабжении» и статью 411 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении». Документ, в частности, предлагает исключить из отраслевых законов по теплу, воде и канализации ограничения по заключению…

Подробнее


РАВВ подготовила обзор судебной практики и нормативно-правовых изменений в сфере ЖКХ за первый квартал 2024 года

В нашем традиционном ежеквартальном обзоре собраны 14 новых решений и позиций высших судов по отраслевым вопросам в сфере жилищно-коммунального хозяйства, а также 16 новых федеральных законов, постановлений, распоряжений правительства и актов федеральных органов исполнительной власти, регулирующих отрасль…

Подробнее


Минстрой России считает нецелесообразным внесение изменений в жилищное законодательство в связи с обращением РАВВ о включении во внутреннюю систему водоотведения МКД участка наружной сети от стены дома до первого смотрового колодца

Судя по сообщению министерства, ранее направленное в ведомство обращение РАВВ по этому вопросу было изучено внимательно, затем переписано и представлено в виде невнятного ответа, который сводится к тому, что собственники решением общего собрания должны сами определиться будут ли они обслуживать самостоятельно…

Подробнее


РАВВ: ФАС России предложила водоканалам за свой счёт проводить цифровизацию объектов водоснабжения и водоотведения

Искать первоначальные средства на внедрение IT-решений нужно будет самостоятельно и только из нерегулируемых источников дохода, тогда регулятор учтёт в тарифах экономию, полученную от цифровизации. Рассчитывать на бюджетное финансирование или тарифное обеспечение затрат на внедрение информационных технологий…

Подробнее


Донецкая Народная Республика присоединилась к федеральному проекту «Чистая вода»

В этом году в ДНР в рамках проекта планируется реконструировать три объекта водоснабжения. «Реконструкция водозаборных сооружений и расчистка Ольховского водохранилища от донных отложений в зоне плотины и водозаборной башни, расчистка водоотводящего канала позволят увеличить полезный объем водохранилища…

Подробнее


Архив новостей Ассоциации >>