Итоговое мероприятие общероссийского народного фронта прошло под лозунгом «Россия устремленная в будущее». В рамках тематической секции «Территория будущего: новые пространства» состоялась деловая игра «Эффективное использование ресурсов в жилищно-коммунальном хозяйстве», в которой принял участие заместитель Министра строительства и ЖКХ Андрей Чибис.
Открывая деловую игру, исполнительный директор РАВВ Елена Довлатова сообщила, что цели развития коммунальной сферы – обеспечение населения и экономики Российской Федерации качественными услугами водоснабжения, теплоснабжения, водоотведения, электро-, газоснабжения и т.д. Для реализации этой задачи необходимо построить и содержать соответствующую инфраструктуру, которая должна отвечать критериям надежности, безопасности и стабильности в формате 24/7. Содержание, развитие и модернизация коммунального комплекса идёт за счёт установленного государством тарифа, который основан на принципах доступности услуг для населения. При этом реальные расходы ресурсоснабжающих организаций гораздо выше стоимости соответствующих услуг, а выпадающие доходы, которые могли бы пойти на модернизацию оборудования, государство не возмещает.
По словам эксперта, отсюда коммунальное хозяйство оказывается в ситуации постоянной недофинансированности, профильные предприятия часто работают с отрицательной рентабельностью, например, в сфере водоснабжения и водоотведения более 70% организаций убыточны. В такой ситуации ЖКХ стоит перед задачей повышения эффективности использования ресурсов.
Участники деловой игры обозначили основные вызовы, которые препятствуют повышению энергоэффективности и безопасности в ЖКХ:
• Высокий физический и моральный износ инфраструктуры (в ряде отраслей он достигает 70%).
• Высокая недофинансированность отрасли из-за экономически необоснованного тарифа.
• Установленные тарифы не имеют эффективного баланса между экономикой ресурсоснабжающих организаций и доступностью коммунальных услуг для населения. Акцент всегда делается на последнее в ущерб первому.
• Из-за такого дисбаланса любые инвестиции в коммунальное хозяйство имеют высокий срок окупаемости и низкую прогнозируемость их возврата;
• Отсутствие реальной взаимосвязи между требованиями по улучшению качества коммунальных услуг и финансированием соответствующих мероприятий; Государство устанавливает высокие требования к коммунальным услугам, но не обеспечивает их адекватного финансирования.
• Отсутствие ответственности государственных органов за установление тарифов, не обеспечивающих адекватного развития коммунального хозяйства. Многие решения по развитию отрасли оторваны от практики, от реального положения дел на местах.
По итогам обсуждения были обозначены следующие решения указанных вызовов:
• Повышение внутренней эффективности ресурсоснабжающих компаний за счёт модернизации оборудования, внедрения современного управления, автоматизации и т.д.
• Наличие доступных долговременных кредитов с низкой процентной ставкой для инфраструктурных проектов в коммунальном хозяйстве.
• Бюджетная поддержка государством коммунального хозяйства, как социально значимой инфраструктуры для обеспечения жизнедеятельности населения.
• Сбалансированная тарифная политика, учитывающая экономику ресурсоснабжающих организаций и доступность соответствующих услуг для населения.
• Экономический анализ всех законодательных инициатив по развитию отрасли исходя из реальных финансовых возможностей профильных предприятий, учитывающих региональную специфику на местах.
Речь идёт о принятом Госдумой в первом чтении законопроекте № 577665-8 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах». При его подготовке к рассмотрению во втором чтении в него были включены…
Предложения РАВВ будут включены в итоговые рекомендации Счётной палаты Российской Федерации по улучшению инвестиционного климата в коммунальной сфере, которые формируются на основе результатов проверки хода модернизации инфраструктуры ЖКХ за счёт бюджетных средств и состоявшихся стратегических сессий…
Для решения этой проблемы предлагается внедрить шесть проектов: Прозрачный коммунальный ресурс. Он будет оценивать разумность и обоснованность инвестпрограмм ресурсоснабжающих организаций. Цифровая аварийно-диспетчерская служба. Тут будет вся информация по заявкам и цифровые договоры управления/поставки…
Новый координационный орган кабмина объединит под своим началом вопросы природопользования и охраны окружающей среды, развития лесного и водохозяйственного комплексов, которые ранее были закреплены за другими правительственными комиссиями.
Напомним, что Минпромторг России при участии РАВВ разработал проект бальной системы подтверждения производства водоочистного оборудования на территории Российской Федерации, которая позволит признавать его отечественным и получать ряд преференций при государственных тендерах и закупках.