РАВВ РАВВ

По итогам Года экологии РАВВ представила обзор основных законодательных изменений в отрасли в части охраны окружающей среды и природопользования


За 2017 год в сфере законодательства по водоподготовке, водоочистке, водопотреблению произошел ряд изменений, более всего относящихся к экологическим аспектам. Российская ассоциация водоснабжения и водоотведения подвела итоги законодательных изменений в отрасли в части охраны окружающей среды и природопользования. 

С 01 января 2017 года вступили в силу изменения, внесенные в Постановление Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации":

  • Для минимизации негативного воздействия, установлен новый перечень веществ, материалов, отходов и сточных вод, запрещенных к сбросу в централизованные системы водоотведения (установлены требования к сточным водам, принимаемым (отводимым) в централизованные системы водоотведения);
  • Установлено, что декларация на очередной год подается в срок до 1 ноября предшествующего года, (ранее декларация подавалась до 1 июля). 
  • Прописаны основания для прекращения действия декларации. Такие меры можно применять для абонентов, неоднократно превышающих прописанные показатели, тем самым увеличивая плату на негативное воздействие на централизованную систему водоснабжения.
  • При разработке абонентом плана снижения сбросов, появляется возможность зачета платы за негативное воздействие в стоимость строительства локальных очистных сооружений.
  • В целях предотвращения негативного воздействия на централизованную систему водоотведения, утверждена форма плана по обеспечению требований к составу и свойствам сточных вод.

Все прописанные нововведения способствуют снижению негативного воздействия на централизованную систему водоотведения; дают возможность контролировать абонентов по фактических загрязнениям, привлекать к административной ответственности абонентов с самовольным подключением.

Помимо этого, следует отметить не столь заметный, но весьма важный шаг для водоснабжения. Постановлением Главного санитарного врача РФ от 13.07.2017 г. №97 внесены изменения в ГН 2.1.5.1315-03 «Предельно допустимые концентрации химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования», устанавливающие значения ПДК диоксида хлора для питьевой воды. Данный факт позволит использовать реагенты, снижающие как химизацию, так и потенциал образование хлорорганических соединений при водоподготовке.

Однако основные новации, которые ожидают отрасль водоснабжения и водоотведения, связаны с принятием ГД РФ Федерального закона от 29.07.2017 №225 «О внесении изменений в Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Отметим, что реформы, которые планируются произойти в экологическом законодательстве в период с 2017-2019 г. в целом связаны с трендом перехода на технологическое нормирование. В этой связи необходимо разработать целый ряд нормативно-правовых актов, дающих основание для использования нормирования сбросов, основанного на принципах наилучших доступных технологий (НДТ). К таким первоочередным документам следует отнести:

  • Правила отнесения централизованных систем водоотведения к централизованным системам водоотведения поселений, городских округов;
  • Порядок проведения инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду;
  • Правила отнесения водных объектов к категориям водных объектов для целей установления технологических показателей наилучших доступных технологий в сфере очистки сточных вод с использованием централизованных систем водоотведения поселений, городских округов;
  • Технологические показатели наилучших доступных технологий в сфере очистки сточных вод с использованием централизованных систем водоотведения поселений, городских округов
  • Порядок возмещения вреда, причиненного водному объекту при сбросе загрязняющих веществ в водные объекты и централизованные системы водоотведения поселений, городских округов организациями, осуществляющими водоотведение, и их абонентами.
  • Критерии и порядок отнесения водного объекта (части водного объекта) к водным объектам рыбохозяйственного значения, порядок отнесения категорий водных объектов рыбохозяйственного значения.

Также следует с учетом новых требований пересмотреть требования к программам контроля сточных вод (постановление Правительства РФ №525)

Другим направлением новации для водной отрасли является формирование риск-ориентированных подходов к надзорной деятельности. Внесенные Федеральным законом от 13.07.2015 N 246-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" изменения в части риск-ориентированного подхода при осуществлении государственного контроля (надзора) буду применяться с 01.01.2018. Сам по себе тренд представляется весьма рациональным, однако пока нет возможности оценить механизм такого похода. В любом случае, Роспотребнадзор уже сформировал Методические рекомендации МР 5.1.0116—17 «Риск - ориентированная модель контрольно-надзорной деятельности в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия». Аналогичный документ на основании письма Министерства экономического развития РФ от 18 августа 2017 года N 23308-СШ/Д09и «О применении риск - ориентированного подхода при осуществлении 7 приоритетных видов регионального контроля (надзора)» и соответствующего распоряжения Правительства РФ  от 31 января 2017 г. N 147-р. В развитие указанных положений также принято Постановление Правительства РФ от 27.07.2017 № 886 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», которое устанавливает новый порядок осуществления отдельных видов государственного экологического надзора — с применением риск - ориентированного подхода. Данное требование распространяется на государственный надзор с 08.08.2017 и прямо относится к процессам водоснабжения и водоотведения.

Обилие новаций, которые ожидают отрасль водоснабжения и водоотведения начиная со следующего года, заставляет самым внимательным образом отнестись к вопросу существования механизмов для реализации этих новаций. На примере перехода на технологическое нормирование представляется, что работа по подготовке нормативно-правовых подзаконных актов, которая должна быть осуществлена в 2018 году, выглядит почти авральной. А механизмы придется донастраивать практически на ходу. Видимо, похожая ситуация формируется в внедрением риск- ориентированных подходов в надзоре: не совсем понятен сам механизм и еще менее понятны условия игры и квалификация специалистов надзорных органов именно в этом направлении. Все вышеперечисленное является болевыми точками для отрасли водоснабжения и водоотведения. Но изменения в законодательстве, к сожалению, постоянны и остается работать, не смотря ни на что.