За 2017 год в сфере законодательства по водоподготовке, водоочистке, водопотреблению произошел ряд изменений, более всего относящихся к экологическим аспектам. Российская ассоциация водоснабжения и водоотведения подвела итоги законодательных изменений в отрасли в части охраны окружающей среды и природопользования.
С 01 января 2017 года вступили в силу изменения, внесенные в Постановление Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации":
Все прописанные нововведения способствуют снижению негативного воздействия на централизованную систему водоотведения; дают возможность контролировать абонентов по фактических загрязнениям, привлекать к административной ответственности абонентов с самовольным подключением.
Помимо этого, следует отметить не столь заметный, но весьма важный шаг для водоснабжения. Постановлением Главного санитарного врача РФ от 13.07.2017 г. №97 внесены изменения в ГН 2.1.5.1315-03 «Предельно допустимые концентрации химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования», устанавливающие значения ПДК диоксида хлора для питьевой воды. Данный факт позволит использовать реагенты, снижающие как химизацию, так и потенциал образование хлорорганических соединений при водоподготовке.
Однако основные новации, которые ожидают отрасль водоснабжения и водоотведения, связаны с принятием ГД РФ Федерального закона от 29.07.2017 №225 «О внесении изменений в Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Отметим, что реформы, которые планируются произойти в экологическом законодательстве в период с 2017-2019 г. в целом связаны с трендом перехода на технологическое нормирование. В этой связи необходимо разработать целый ряд нормативно-правовых актов, дающих основание для использования нормирования сбросов, основанного на принципах наилучших доступных технологий (НДТ). К таким первоочередным документам следует отнести:
Также следует с учетом новых требований пересмотреть требования к программам контроля сточных вод (постановление Правительства РФ №525)
Другим направлением новации для водной отрасли является формирование риск-ориентированных подходов к надзорной деятельности. Внесенные Федеральным законом от 13.07.2015 N 246-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" изменения в части риск-ориентированного подхода при осуществлении государственного контроля (надзора) буду применяться с 01.01.2018. Сам по себе тренд представляется весьма рациональным, однако пока нет возможности оценить механизм такого похода. В любом случае, Роспотребнадзор уже сформировал Методические рекомендации МР 5.1.0116—17 «Риск - ориентированная модель контрольно-надзорной деятельности в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия». Аналогичный документ на основании письма Министерства экономического развития РФ от 18 августа 2017 года N 23308-СШ/Д09и «О применении риск - ориентированного подхода при осуществлении 7 приоритетных видов регионального контроля (надзора)» и соответствующего распоряжения Правительства РФ от 31 января 2017 г. N 147-р. В развитие указанных положений также принято Постановление Правительства РФ от 27.07.2017 № 886 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», которое устанавливает новый порядок осуществления отдельных видов государственного экологического надзора — с применением риск - ориентированного подхода. Данное требование распространяется на государственный надзор с 08.08.2017 и прямо относится к процессам водоснабжения и водоотведения.
Обилие новаций, которые ожидают отрасль водоснабжения и водоотведения начиная со следующего года, заставляет самым внимательным образом отнестись к вопросу существования механизмов для реализации этих новаций. На примере перехода на технологическое нормирование представляется, что работа по подготовке нормативно-правовых подзаконных актов, которая должна быть осуществлена в 2018 году, выглядит почти авральной. А механизмы придется донастраивать практически на ходу. Видимо, похожая ситуация формируется в внедрением риск- ориентированных подходов в надзоре: не совсем понятен сам механизм и еще менее понятны условия игры и квалификация специалистов надзорных органов именно в этом направлении. Все вышеперечисленное является болевыми точками для отрасли водоснабжения и водоотведения. Но изменения в законодательстве, к сожалению, постоянны и остается работать, не смотря ни на что.
Стороны направили в Минстрой России проекты изменений Правил содержания общего имущества в МКД и Правил предоставления коммунальных услуг в МКД, которые устанавливают чёткие границы раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей: для тепло-, элктро- и водоснабжения это - внешняя граница…
Об этом сообщила глава службы в ходе сегодняшнего заседания научно-технического совета Росприроднадзора в Архангельске. По её словам, все объекты негативного воздействия на окружающую среду I категории, в которую в том числе включены очситные сооружения водоканалов, после получения комплексных экологических…
Что предлагали и о чём просили Президента участники вчерашнего заседания Госсовета по развитию инфраструктуры для жизни. Главное о развитии ЖКХ и коммунального хозяйства.
За три месяца текущего года собрали наиболее важные и актуальные регуляторные документы для водопроводно-канализационного хозяйства и коммунальной отрасли в целом, среди которых:
Видеосюжет о работе главного конгрессно-выставочного события страны по водным ресурсам подготовило Общественное телевидение России. В репортаже собраны главные события деловой и выставочной программы, цитаты ключевых спикеров и экспонентов мероприятия.