За 2017 год в сфере законодательства по водоподготовке, водоочистке, водопотреблению произошел ряд изменений, более всего относящихся к экологическим аспектам. Российская ассоциация водоснабжения и водоотведения подвела итоги законодательных изменений в отрасли в части охраны окружающей среды и природопользования.
С 01 января 2017 года вступили в силу изменения, внесенные в Постановление Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации":
Все прописанные нововведения способствуют снижению негативного воздействия на централизованную систему водоотведения; дают возможность контролировать абонентов по фактических загрязнениям, привлекать к административной ответственности абонентов с самовольным подключением.
Помимо этого, следует отметить не столь заметный, но весьма важный шаг для водоснабжения. Постановлением Главного санитарного врача РФ от 13.07.2017 г. №97 внесены изменения в ГН 2.1.5.1315-03 «Предельно допустимые концентрации химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования», устанавливающие значения ПДК диоксида хлора для питьевой воды. Данный факт позволит использовать реагенты, снижающие как химизацию, так и потенциал образование хлорорганических соединений при водоподготовке.
Однако основные новации, которые ожидают отрасль водоснабжения и водоотведения, связаны с принятием ГД РФ Федерального закона от 29.07.2017 №225 «О внесении изменений в Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Отметим, что реформы, которые планируются произойти в экологическом законодательстве в период с 2017-2019 г. в целом связаны с трендом перехода на технологическое нормирование. В этой связи необходимо разработать целый ряд нормативно-правовых актов, дающих основание для использования нормирования сбросов, основанного на принципах наилучших доступных технологий (НДТ). К таким первоочередным документам следует отнести:
Также следует с учетом новых требований пересмотреть требования к программам контроля сточных вод (постановление Правительства РФ №525)
Другим направлением новации для водной отрасли является формирование риск-ориентированных подходов к надзорной деятельности. Внесенные Федеральным законом от 13.07.2015 N 246-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" изменения в части риск-ориентированного подхода при осуществлении государственного контроля (надзора) буду применяться с 01.01.2018. Сам по себе тренд представляется весьма рациональным, однако пока нет возможности оценить механизм такого похода. В любом случае, Роспотребнадзор уже сформировал Методические рекомендации МР 5.1.0116—17 «Риск - ориентированная модель контрольно-надзорной деятельности в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия». Аналогичный документ на основании письма Министерства экономического развития РФ от 18 августа 2017 года N 23308-СШ/Д09и «О применении риск - ориентированного подхода при осуществлении 7 приоритетных видов регионального контроля (надзора)» и соответствующего распоряжения Правительства РФ от 31 января 2017 г. N 147-р. В развитие указанных положений также принято Постановление Правительства РФ от 27.07.2017 № 886 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», которое устанавливает новый порядок осуществления отдельных видов государственного экологического надзора — с применением риск - ориентированного подхода. Данное требование распространяется на государственный надзор с 08.08.2017 и прямо относится к процессам водоснабжения и водоотведения.
Обилие новаций, которые ожидают отрасль водоснабжения и водоотведения начиная со следующего года, заставляет самым внимательным образом отнестись к вопросу существования механизмов для реализации этих новаций. На примере перехода на технологическое нормирование представляется, что работа по подготовке нормативно-правовых подзаконных актов, которая должна быть осуществлена в 2018 году, выглядит почти авральной. А механизмы придется донастраивать практически на ходу. Видимо, похожая ситуация формируется в внедрением риск- ориентированных подходов в надзоре: не совсем понятен сам механизм и еще менее понятны условия игры и квалификация специалистов надзорных органов именно в этом направлении. Все вышеперечисленное является болевыми точками для отрасли водоснабжения и водоотведения. Но изменения в законодательстве, к сожалению, постоянны и остается работать, не смотря ни на что.
Речь идёт о принятом Госдумой в первом чтении законопроекте № 577665-8 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах». При его подготовке к рассмотрению во втором чтении в него были включены…
Предложения РАВВ будут включены в итоговые рекомендации Счётной палаты Российской Федерации по улучшению инвестиционного климата в коммунальной сфере, которые формируются на основе результатов проверки хода модернизации инфраструктуры ЖКХ за счёт бюджетных средств и состоявшихся стратегических сессий…
Для решения этой проблемы предлагается внедрить шесть проектов: Прозрачный коммунальный ресурс. Он будет оценивать разумность и обоснованность инвестпрограмм ресурсоснабжающих организаций. Цифровая аварийно-диспетчерская служба. Тут будет вся информация по заявкам и цифровые договоры управления/поставки…
Новый координационный орган кабмина объединит под своим началом вопросы природопользования и охраны окружающей среды, развития лесного и водохозяйственного комплексов, которые ранее были закреплены за другими правительственными комиссиями.
Напомним, что Минпромторг России при участии РАВВ разработал проект бальной системы подтверждения производства водоочистного оборудования на территории Российской Федерации, которая позволит признавать его отечественным и получать ряд преференций при государственных тендерах и закупках.