РАВВ РАВВ

РАВВ указала на ряд проблем, стоящих перед отраслью в связи с изменениями законодательства об охране окружающей среды


В рамках круглого стола в комитете Госдумы по энергетике, посвященного влиянию изменений законодательства об охране окружающей среды на развитие топливно-энергетического комплекса, РАВВ рассказала о рисках для воды как энергоресурса, которые возникают в связи с текущей работой по совершенствованию экологической правовой базы.

В мероприятии приняли участие представители Комитета Государственной Думы по экологии и охране окружающей среды, Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, крупнейших организаций топливно-энергетического комплекса.

В своем выступлении «Положения Федерального закона № 219-ФЗ, препятствующие реализации природоохранных мероприятий» эксперты РАВВ выделили ряд потенциальных проблем.

1. Одна из них связана с некорректным указанием периода, с которого плата за негативное воздействие на окружающую среду будет исчисляться с применением новых повышающих коэффициентов - в настоящее время максимальный коэффициент к ставкам платы для предприятий, которые превышают установленные нормативами допустимых выбросов и сбросов объемы выбросов и сбросов, равен 25, а с 01.01.2020 г. максимальный коэффициент будет равен 100.

В соответствии со статьей 16.4 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды» отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие признается календарный год. Плата, таким образом, подлежит исчислению по итогам отчетного периода. Так плата за негативное воздействие, оказанное в 2019 г., должна быть исчислена лицами, обязанными вносить плату, уже в 2020 г., когда с 1 января будут подлежать применению новые повышающие коэффициенты.

Во избежание различного толкования лицами, обязанными вносить плату, и администраторами доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от платы, необходимо однозначное указание, что плата с применением новых повышающих коэффициентов впервые подлежит исчислению за негативное воздействие, оказанное в 2020 г. и последующие отчетные периоды.

Если данное уточнение не будет сделано, хозяйствующие субъекты, фактически обеспечивающие соблюдение технологических нормативов (но пока не получившие комплексное экологическое разрешение, являющееся свидетельством применения наилучших доступных технологий), вынуждены будут за негативное воздействие, оказанное в 2019 г. в период, необходимый для получения комплексного экологического разрешения, внести плату, исчисленную с применением коэффициента 100, что приведет к высоким необоснованным затратам. Также возможно различное толкование и при перерасчете платы после 01.01.2020 г. за предшествующие периоды.

Кроме того, целесообразно рассмотреть возможность переноса сроков начала применения коэффициентов 25 и 100 - начиная с отчетного периода 2021 г., при сохранении срока начала применения коэффициента 0 (отчетный период 2020 г.). Это позволит простимулировать переход на применение наилучших доступных технологий, не подвергая хозяйствующие субъекты финансовым рискам из-за растянутых и неотработанных административных процедур по выдаче комплексного экологического разрешения.

 

2. Другая проблема связана с невозможностью разработки планов снижения сбросов (программ повышения экологической эффективности) с учетом значений технологических показателей наилучших доступных технологий.

Технологические показатели в настоящее время установлены в информационно-технических справочниках наилучших доступных технологий, являющихся документами в области стандартизации, не обязательными для применения.

При разработке программы повышения экологической эффективности хозяйствующие субъекты должны ориентироваться на значения целевых показателей. Именно они определяют необходимые капитальные вложения на реализацию мероприятий.

До установления соответствующих разделов справочников, содержащих технологические показатели, как обязательных для применения при технологическом нормировании, хозяйствующие субъекты в ряде случаев не будут иметь возможность утвердить программы повышения экологической эффективности, содержащие такие показатели как целевые.

В первую очередь это коснется тех субъектов, что планируют привлечение сторонних средств для реализации мероприятий, или должны согласовывать такие программы с органами власти субъектов и органами местного самоуправления.

Необходимо установление разделов утвержденных информационно-технических справочников наилучших доступных технологий, содержащих технологические показатели, как обязательные для применения при разработке планов снижения сбросов до 01.01.2019 г.

 

3. Необходимость проведения экологической экспертизы материалы обоснования комплексного экологического разрешения в отношении объектов I категории.

С 01.01.2018 г. объектом экологической экспертизы будут являться материалы обоснования комплексного экологического разрешения в отношении объектов I категории, если на проектную документации на строительство и реконструкцию таких объектов ранее не было получено положительного заключения экспертизы.

В случае, когда на объекте будет обеспечиваться соблюдение технологических нормативов, а строительство, реконструкция или техническое перевооружение объекта было осуществлено до 01.01.2018 г. (когда проектная документация на данные процедуры стала объектом экологической экспертизы), к материалам обоснования не сможет быть приложено заключение экологической экспертизы и перед хозяйствующим субъектом встанет необходимость проходить экологическую экспертизу документации уже реализованного проекта.

Это избыточно в связи с тем, что соответствие проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе экологическим требованиям, оценивалось в рамках проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.

Требование о проведении государственной экологической экспертизы проектной документации уже реализованного проекта приведет к необоснованным и бессмысленным затратам, как временным (до 8 месяцев: проведение экологической экспертизы - 4-5 месяцев, общественных обсуждений – не менее 3 месяцев), так и финансовым (оплата проведения экспертизы, организация обсуждений и информирования общественности).

Необходимо предусмотреть возможность внесения изменений в Федеральный закон от 21.07.2014 г. № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части исключения материалов обоснования комплексного экологического разрешения для объектов I категории из объектов государственной экологической экспертизы, в том случае если в отношении проектной документации на строительство, реконструкцию или техническое перевооружение таких объектов получено положительное заключение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.

4. Установление перечня стационарных источников, подлежащих оснащению автоматическими средствами, и перечня загрязняющих веществ, подлежащих контролю такими средствами.

Согласно Федеральному закону № 219-ФЗ от 21.07.2014 г. «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» на объектах I категории стационарные источники, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации, должны быть оснащены автоматическими средствами измерения и учета, а также техническими средствами фиксации и передачи информации в государственный фонд данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды).

В настоящий момент перечень стационарных источников, подлежащих оснащению, и перечень загрязняющих веществ, подлежащих контролю автоматическими средствами, Правительством Российской Федерации не установлен.

Во избежание избыточной финансовой нагрузки на хозяйствующих субъектов и установления невыполнимых требований при разработке Правительством Российской Федерации перечня источников, подлежащих оснащению, и перечня загрязняющих веществ, подлежащих контролю автоматическими средствами, необходим учет положений информационно-технических справочников наилучших доступных технологий по конкретным видам деятельности, и ограничение числа таких стационарных источников выброса загрязняющих веществ в атмосферный воздух источниками организованных выбросов.

Все отмеченные проблемы и предложения по внесению необходимых изменений в нормативные правовые акты получили отражение в Рекомендациях "круглого стола" Комитета Государственной Думы по энергетике.

По итогам обсуждения Комитет рекомендовал в рамках Экспертного совета при Комитете Государственной Думы по энергетике провести комплексный анализ влияния природоохранного законодательства на топливно-энергетический комплекс России, в частности, практики применения Федерального закона № 219-ФЗ, с целью подготовки предложений по устранению недостатков регулирования.