РАВВ

РАВВ подвела итоги первой деловой игры по получению водоканалами комплексного экологического разрешения


Российская ассоциация водоснабжения и водоотведения совместно с Бюро НДТ и АО «Мосводоканал» подвели итоги первой деловой игры по получению комплексного экологического разрешения (КЭР) для предприятий водопроводно-канализационного хозяйства, которая состоялась 30 июня 2017 года в рамках деловой программы Всероссийского водного конгресса.

 

Мероприятие прошло на площадке Люберецких очистных сооружений АО «Мосводоканал» при участии 100 специалистов, включая представителей профильных органов власти. В ходе деловой игры была смоделирована ситуация оценки заявки предприятия со стороны федеральных и территориальных госструктур, проведен анализ всех этапов работы по получению комплексного экологического разрешения, а также выработаны предложения по совершенствованию соответствующей нормативной правовой базы.

 

Итоговые предложения участников деловой игры:

 

1. В настоящее время в соответствии со ст. 4.1 Федерального закона от 10.01.2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» распоряжением Правительства РФ от 08.07.2015 N 1316-р утвержден Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды. Перечень содержит 160 наименований нормируемых загрязняющих веществ для атмосферного воздуха и 168 наименований загрязняющих веществ для водных объектов.

С 01.01.2019 года в соответствии изменениями в ст. 22 Федерального закона «Об охране окружающей среды», внесенными Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ, нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов определяются для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников в отношении загрязняющих веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, установленный Правительством Российской Федерации, расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций, с учетом фонового состояния компонентов природной среды.

При этом в соответствии с ч. 3 ст. 31.1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» заявка на получение комплексного экологического разрешения должна содержать расчеты нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), при наличии таких веществ в выбросах, сбросах загрязняющих веществ.

В настоящее время единого перечня таких веществ не существует. Вероятно, следует руководствоваться нормами законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, например, в отношении выбросов - утвержденными Главным государственным санитарным врачом РФ Гигиеническими нормативами ГН 2.1.6.1338-03 "Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест". Данный документ определяет классы опасности веществ в целях санитарного законодательства и касается только выбросов в атмосферный воздух. Более того действует он только до 1 января 2018 года.

В связи с изложенным, в целях устранения правовой неопределенности в отношении перечня загрязняющих веществ в составе выбросов и сбросов водоканалов, в нормативно-правовом акте федерального уровня необходимо определить исчерпывающие перечни веществ, характерных для сбросов и выбросов очистных сооружений городской канализации, в отношении которых водоканалами должны рассчитываться и устанавливаться нормативы допустимых выбросов и сбросов (помимо технологических нормативов).

2. В соответствии со ст. 23 Федерального закона «Об охране окружающей среды» необходимо принятие Правил разработки технологических нормативов.

3. В связи с тем, что с 01.01.2019 года Федеральным законом «Об охране окружающей среды» предусмотрено установление нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов на основе нормативов качества окружающей среды, необходимо установить порядок разработки, установления и пересмотра нормативов качества окружающей среды. Требуется также определить орган, уполномоченный разработать нормативы качества, и до 01.01.2019 года нормативы качества окружающей среды должны быть установлены и опубликованы.

4. С учетом изменения основных принципов нормирования до 01.01.2019 необходимо разработать и принять Правила и методики разработки нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов.

5. В соответствии с ч. 10 ст. 22 Федерального закона «Об охране окружающей среды» особенности установления нормативов допустимых сбросов для организаций, осуществляющих водоотведение, и их абонентов устанавливаются законодательством Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.

Соответствующие особенности установления технологических нормативов, а также нормативов допустимых сбросов радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности) для организаций, осуществляющих водоотведение городов и поселений, должны быть установлены до 01.01.2019 в федеральном законе.

6. В соответствии с ч. 7 ст. 67.1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» необходимо принятие порядка и правил разработки, согласования и утверждения программы повышения экологической эффективности.

При этом необходимо принять во внимание, что существующие положения законодательства о содержании, порядке утверждения программы повышения экологической эффективности не учитывают отраслевых особенностей в сфере водоотведения.

С учетом особенностей правового регулирования деятельности организаций водопроводно-канализационного хозяйства требуется предусмотреть:

а) необходимость определения и предварительного согласования с государственными органами исполнительной власти тарифных и нетарифных источников финансирования мероприятий программы,

б) соответствие мероприятий программы документам территориального планирования и территориальным схемам водоотведения, в том числе при расположении объектов негативного воздействия на территории нескольких субъектов и муниципальных образований).

7. В статьях 31.1 и 67.1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» существует неопределенность в соотношении завершения процедуры согласования (одобрения) и утверждения программы повышения экологической эффективности и получения комплексного экологического разрешения. Представляется целесообразным в ч. 4 ст. 31.1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» необходимо внести изменение, предусматривающее предоставление в составе заявки на получение комплексного экологического разрешения:

а) уже согласованной и утвержденной программы повышения экологической эффективности;

б) согласованных и утвержденных программ производственного экологического контроля сбросов и выбросов.

8. В соответствии с ч. 19 ст. 31.1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» до 01.01.2019 необходимо определить постановлением Правительства Российской Федерации Порядок выдачи комплексных экологических разрешений, их переоформления, пересмотра, внесения в них изменений, а также утвердить форму заявки на получение комплексного экологического разрешения и форму комплексного экологического разрешения.

10. В целях исключения излишних административных процедур при получении комплексного экологического разрешения, учитывая, что проекты строительства объектов 1 категории являются предметом государственной экологической экспертизы федерального уровня, из перечня объектов государственной экологической экспертизы федерального уровня (п. 7.6. ст. 11 Федерального закона "Об экологической экспертизе") предлагается исключить материалы обоснования комплексного экологического разрешения.

11. В соответствии с ч. 14 ст. 31.1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» комплексное экологическое разрешение подлежит пересмотру частично или полностью в случаях изменения технологических процессов основных производств, замены оборудования, сырья, повлекших за собой изменение установленных объема или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, лимитов на размещение отходов производства и потребления.

В соответствии с вышеуказанным положением закона реализация любого мероприятия программы повышения экологической эффективности в период ее действия влечет необходимость пересмотра комплексного экологического разрешения. При этом пересмотр комплексного экологического разрешения осуществляется в общем порядке, установленном для выдачи комплексного экологического разрешения.

В целях исключения излишних административных процедур  предлагается предусмотреть упрощенный порядок внесения изменений в комплексное экологическое разрешение в случаях изменения технологических процессов, параметров сбросов и выбросов в результате реализации природопользователем мероприятий утвержденной программы повышения экологической эффективности в период ее действия.

12. Частью 6 статьи 67.1 закона «Об охране окружающей среды», вступившей в силу с 1 января 2019 года, установлен ряд критериев, при соблюдении которых срок реализации программы повышения экологической эффективности может составлять до четырнадцати лет.

Эти критерии характеризуют, в первую очередь, социально значимые предприятия. Однако необходимо отметить, что водоканалы также не являются типичными представителями бизнеса, выполняя роль природоохранного барьера между абонентами, сбрасывающими загрязнения в сточных водах, и водными объектами. При этом стоимость услуг ЖКХ, регулируемая государством, строго ограничена в интересах защиты социальных интересов граждан, вследствие чего у водоканалов отсутствует возможность за счет роста цены на услуги привлечь дополнительные средства, необходимые для реализации программы повышения экологической эффективности.

В связи с изложенным предлагается для очистных сооружений водоотведения городов и поселений установить максимальный срок реализации программы повышения экологической эффективности – 14 лет.

13. В ст. 31.1. Федерального закона «Об охране окружающей среды» в перечне документов, подаваемых в составе заявки на получение комплексного экологического разрешения, не содержится требований о предоставлении материалов обоснования нормативов допустимых физических воздействий. Вместе с тем выдаваемое комплексное экологическое разрешение в соответствии с ч. 10 ст. 31.1. должно содержать нормативы допустимых физических воздействий.

В целях устранения технической ошибки предлагается внести дополнения в ст. 31.1. Федерального закона «Об охране окружающей среды» в части включения в состав заявки на получение комплексного экологического разрешения материалов обоснования нормативов допустимых физических воздействий.

14. В соответствии с ч. 10 ст. 31.1. Федерального закона «Об охране окружающей среды» комплексное экологическое разрешение содержит согласованную программу производственного экологического контроля.

Очевидно, что для осуществления производственного экологического контроля разрешения не требуется. Процедура разработки, согласования и утверждения программы производственного экологического контроля, должна быть отдельной. Утвержденная программа производственного экологического контроля должна, видимо, прилагаться к заявке на получение комплексного экологического разрешения.

В связи с чем предлагается исключить в ст. 31.1. Федерального закона «Об охране окружающей среды» из состава выдаваемого комплексного экологического разрешения программу производственного контроля.

Загрузить презентации с мероприятия >>



Новости


РАВВ: изменения в налоговый кодекс, увеличивающие госпошлины при рассмотрении дел в судах, приведут к росту долгов за услуги ЖКХ и усложнят их взыскание

Речь идёт о принятом Госдумой в первом чтении законопроекте № 577665-8 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах». При его подготовке к рассмотрению во втором чтении в него были включены…

Подробнее


РАВВ направила в Счётную палату РФ предложения по совершенствованию законодательства в части привлечения частных инвестиций в модернизацию коммунальной инфраструктуры на основе концессионных соглашений

Предложения РАВВ будут включены в итоговые рекомендации Счётной палаты Российской Федерации по улучшению инвестиционного климата в коммунальной сфере, которые формируются на основе результатов проверки хода модернизации инфраструктуры ЖКХ за счёт бюджетных средств и состоявшихся стратегических сессий…

Подробнее


Глава Минцифры России Максут Шадаев сообщил, что сфера ЖКХ остаётся наименее цифровизированной

Для решения этой проблемы предлагается внедрить шесть проектов: Прозрачный коммунальный ресурс. Он будет оценивать разумность и обоснованность инвестпрограмм ресурсоснабжающих организаций. Цифровая аварийно-диспетчерская служба. Тут будет вся информация по заявкам и цифровые договоры управления/поставки…

Подробнее


Вице-премьер Дмитрий Патрушев поручил создать единую правительственную комиссию по вопросам охраны и использования природных ресурсов

Новый координационный орган кабмина объединит под своим началом вопросы природопользования и охраны окружающей среды, развития лесного и водохозяйственного комплексов, которые ранее были закреплены за другими правительственными комиссиями.

Подробнее


РАВВ: Минпромторг России просит оценить возможные издержки для производителей водоочистного оборудования в случае принятия ведомством критериев отнесения их продукции к российской

Напомним, что Минпромторг России при участии РАВВ разработал проект бальной системы подтверждения производства водоочистного оборудования на территории Российской Федерации, которая позволит признавать его отечественным и получать ряд преференций при государственных тендерах и закупках.

Подробнее


Архив новостей Ассоциации >>