Российская ассоциация водоснабжения и водоотведения приняла участие в пресс-конференции «Долговая воронка: платёжная дисциплина в сфере водоснабжения и водоотведения, федеральные модели решения», организованной ГК «Росводоканал» в информационном агентстве «Интерфакс».
В своём выступлении руководитель Ассоциации отметила, что существует прямая зависимость между неоплатой услуг ЖКХ и повышением их качества. По словам эксперта, сумма задолженности всех абонентов ЖКХ (в том числе населения) за услуги ресурсоснабжающих организаций в 2006 году составляла 48 миллиардов рублей, а уже в 2015 году 124 миллиарда. Эти средства могли быть направлены на модернизацию инфраструктуры, но в виду их отсутствия профильные предприятия просто уходят в убытки, а программа развития не реализуется в соответствии с установленными планами. Другими словами, всё, что недоплатили абоненты, напрямую отражается на финансовом состоянии организации, а, следовательно, и на качестве предоставляемых услуг.
По заявлениям эксперта РАВВ, важно помнить, что стоимость услуг ЖКХ устанавливает государство, а не коммунальные предприятия. Ресурсоснабжающие организации могут действовать только в пределах жестко регулируемых тарифов, установленных властью. К сожалению, система ценообразования, например, в отрасли водоснабжения и водоотведения сегодня экономически не обоснована. По словам Елены Довлатовой ни один ресурс в стране не стоит так дёшево, как вода: один литр питьевой воды из под крана стоит 2 копейки (в сравнении с пластиковой бутылкой - минимум в 50 рублей), а очистка одной тысячи литров сточных вод оценивается в 20 рублей. Именно за такие деньги сегодня работают водоканалы в среднем по стране.
Тем не менее, перекладывать все беды отрасли на население ни в коем случае нельзя. По заявлениям эксперта РАВВ необходимы нетарифные способы решения проблемы неплатежей в ЖКХ, которые связаны, прежде всего, с восстановлением сбалансированной экономики в отрасли. В этом направлении РАВВ обсуждает с федеральными органами власти ряд проектов по финансовому оздоровлению сферы водоснабжения и водоотведения.
Во-первых, необходимо предоставить налоговые льготы для водоканалов на вновь построенные или реконструируемые объекты коммунальной ифнраструктуры. Проблема ярко иллюстрируется рядом примеров из регионов: Хабаровск – 80 миллионов дополнительных платежей в виде налогов по итогам введения в эксплуатацию новых сооружений, Иркустк – 40 миллионов по итогам модернизации ряда производственных циклов на предприятии. Аналогичные проблемы имеют место в Уфе и других городах России. Таким образом, чем лучше водоканал развивает свою инфраструктуру, улучшая качество соответствующих услуг, тем больше налога он получает, а следовательно и дополнительные экономические издержки.
Во-вторых, необходимо применить ускоренную амортизацию основных фондов в отрасли, которая никак не повлияет на повышение тарифа, но приведёт к более рациональному использованию заёмных средств.
В-третих, необходимо субсидировать из бюджетов разных уровней непроизводственные затраты водоканалов, которые невозможно включить в тариф или каким-то образом окупить. Например, мониторинг подземных вод является исключительно государственной функцией, но сегодня полностью лежит на предприятиях водопроводно-канализационного комплекса.
Отдельное внимание эксперт РАВВ обратила на наличие электронных сайтов в сети интернет, которые предлагают множество технических способов, (включая манипуляции с приборами учёта), приводящих к снижению платы за коммунальные услуги. Это абсолютно противозаконно, деятельность таких ресурсов надо прекращать. К сожалению, правоохранительные органы сегодня этим вопросом совершенно не занимаются. Ассоциация планирует подготовить список подобных сайтов и направить их в соответствующие органы.
По итогам выступления исполнительный директор РАВВ Елена Довлатова высказала позицию Ассоциации по вопросу применения прямых договоров в ЖКХ - «У нас большая страна, в которой не может быть применено одно правило для всех регионов. Мы знаем примеры прекрасной работы водоканалов с населением напрямую или с управляющими компаниями. Менять систему там, где она хорошо работает, не имеет смысла, надо давать вариативность региону и право самостоятельного выбора».
Российская ассоциация водоснабжения и водоотведения при поддержке Правительства Самарской области проводит с 25 по 29 августа 2025 года в Самаре XVII Конференцию водоканалов России.
Соответствующие ограничения вступают в силу с 1 сентября 2025 г. на основании принятых изменений в Федеральный закон от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи». Документ вводит ряд существенных ограничений и дополнительных условий для совершения массовых и (или) автоматических телефонных вызовов, которые не могут…
Главным выводом аудитора стал тезис о том, что концессии, несмотря на их активное применение в отрасли ЖКХ, пока не стали эффективным инструментом привлечения инвестиций в коммунальную инфраструктуру. Такие соглашения сегодня зачастую формальны, не ориентированы на улучшение качества услуг, а реализация…
Соответствующие изменения в Основы ценообразования и Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения вступили в силу вчера 27 мая 2025 года Постановлением Правительства РФ № 732. Такой шаг позволит пересмотреть тарифы и при необходимости увеличить их выше предельных индексов платы…
Участники заседания обсудили актуальные вопросы работы коммунальной инфраструктуры в России. Заместитель генерального директора проектного офиса Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения Елена Воронцова рассказала о необходимых регуляторных и организационных шагах для отрасли водопроводно-канализационного…