Российская ассоциация водоснабжения и водоотведения приняла участие в пресс-конференции «Долговая воронка: платёжная дисциплина в сфере водоснабжения и водоотведения, федеральные модели решения», организованной ГК «Росводоканал» в информационном агентстве «Интерфакс».
В своём выступлении руководитель Ассоциации отметила, что существует прямая зависимость между неоплатой услуг ЖКХ и повышением их качества. По словам эксперта, сумма задолженности всех абонентов ЖКХ (в том числе населения) за услуги ресурсоснабжающих организаций в 2006 году составляла 48 миллиардов рублей, а уже в 2015 году 124 миллиарда. Эти средства могли быть направлены на модернизацию инфраструктуры, но в виду их отсутствия профильные предприятия просто уходят в убытки, а программа развития не реализуется в соответствии с установленными планами. Другими словами, всё, что недоплатили абоненты, напрямую отражается на финансовом состоянии организации, а, следовательно, и на качестве предоставляемых услуг.
По заявлениям эксперта РАВВ, важно помнить, что стоимость услуг ЖКХ устанавливает государство, а не коммунальные предприятия. Ресурсоснабжающие организации могут действовать только в пределах жестко регулируемых тарифов, установленных властью. К сожалению, система ценообразования, например, в отрасли водоснабжения и водоотведения сегодня экономически не обоснована. По словам Елены Довлатовой ни один ресурс в стране не стоит так дёшево, как вода: один литр питьевой воды из под крана стоит 2 копейки (в сравнении с пластиковой бутылкой - минимум в 50 рублей), а очистка одной тысячи литров сточных вод оценивается в 20 рублей. Именно за такие деньги сегодня работают водоканалы в среднем по стране.
Тем не менее, перекладывать все беды отрасли на население ни в коем случае нельзя. По заявлениям эксперта РАВВ необходимы нетарифные способы решения проблемы неплатежей в ЖКХ, которые связаны, прежде всего, с восстановлением сбалансированной экономики в отрасли. В этом направлении РАВВ обсуждает с федеральными органами власти ряд проектов по финансовому оздоровлению сферы водоснабжения и водоотведения.
Во-первых, необходимо предоставить налоговые льготы для водоканалов на вновь построенные или реконструируемые объекты коммунальной ифнраструктуры. Проблема ярко иллюстрируется рядом примеров из регионов: Хабаровск – 80 миллионов дополнительных платежей в виде налогов по итогам введения в эксплуатацию новых сооружений, Иркустк – 40 миллионов по итогам модернизации ряда производственных циклов на предприятии. Аналогичные проблемы имеют место в Уфе и других городах России. Таким образом, чем лучше водоканал развивает свою инфраструктуру, улучшая качество соответствующих услуг, тем больше налога он получает, а следовательно и дополнительные экономические издержки.
Во-вторых, необходимо применить ускоренную амортизацию основных фондов в отрасли, которая никак не повлияет на повышение тарифа, но приведёт к более рациональному использованию заёмных средств.
В-третих, необходимо субсидировать из бюджетов разных уровней непроизводственные затраты водоканалов, которые невозможно включить в тариф или каким-то образом окупить. Например, мониторинг подземных вод является исключительно государственной функцией, но сегодня полностью лежит на предприятиях водопроводно-канализационного комплекса.
Отдельное внимание эксперт РАВВ обратила на наличие электронных сайтов в сети интернет, которые предлагают множество технических способов, (включая манипуляции с приборами учёта), приводящих к снижению платы за коммунальные услуги. Это абсолютно противозаконно, деятельность таких ресурсов надо прекращать. К сожалению, правоохранительные органы сегодня этим вопросом совершенно не занимаются. Ассоциация планирует подготовить список подобных сайтов и направить их в соответствующие органы.
По итогам выступления исполнительный директор РАВВ Елена Довлатова высказала позицию Ассоциации по вопросу применения прямых договоров в ЖКХ - «У нас большая страна, в которой не может быть применено одно правило для всех регионов. Мы знаем примеры прекрасной работы водоканалов с населением напрямую или с управляющими компаниями. Менять систему там, где она хорошо работает, не имеет смысла, надо давать вариативность региону и право самостоятельного выбора».
Речь идёт о принятом Госдумой в первом чтении законопроекте № 577665-8 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах». При его подготовке к рассмотрению во втором чтении в него были включены…
Предложения РАВВ будут включены в итоговые рекомендации Счётной палаты Российской Федерации по улучшению инвестиционного климата в коммунальной сфере, которые формируются на основе результатов проверки хода модернизации инфраструктуры ЖКХ за счёт бюджетных средств и состоявшихся стратегических сессий…
Для решения этой проблемы предлагается внедрить шесть проектов: Прозрачный коммунальный ресурс. Он будет оценивать разумность и обоснованность инвестпрограмм ресурсоснабжающих организаций. Цифровая аварийно-диспетчерская служба. Тут будет вся информация по заявкам и цифровые договоры управления/поставки…
Новый координационный орган кабмина объединит под своим началом вопросы природопользования и охраны окружающей среды, развития лесного и водохозяйственного комплексов, которые ранее были закреплены за другими правительственными комиссиями.
Напомним, что Минпромторг России при участии РАВВ разработал проект бальной системы подтверждения производства водоочистного оборудования на территории Российской Федерации, которая позволит признавать его отечественным и получать ряд преференций при государственных тендерах и закупках.