На совещании в Совете Федерации обсудили меры по совершенствованию системы нормирования воздействий на водные объекты и законодательного регулирования взимания и использования платы за негативное воздействие на окружающую среду в Российской Федерации.
В своём выступлении исполнительный директор РАВВ Елена Довлатова отметила, что сегодня, несмотря на то, что водоканалы признаются основными загрязнителями водных объектов, никаких средств из федеральных программ на модернизацию очистных сооружений не выделяется. С одной стороны, есть программа Минприроды России по развитию водохозяйственного комплекса, средства из которой практически полностью направлены на обслуживание водных объектов, с другой, существует стратегия развития ЖКХ Минстроя России, которая полностью направлена на коммуналку. При этом ни та ни другая программа целевым образом не предполагает средства на строительство сооружений очистки стоков на водоканале. В итоге, несмотря на фундаментальный вклад предприятий ВКХ в экологическую безопасность водных объектов, их инфраструктура существует исключительно за счет фиксированного тарифа без какой-либо бюджетной поддержки.
По словам эксперта необходимо обеспечить корреляцию этих программ, с одной стороны, предоставив более широкие возможности использования бюджетных средств от Минприроды России для выполнения водоканалом своих природоохранных функций, с другой, включить ряд возможностей финансовой поддержки со стороны государства в стратегию Минстроя России по развитию ЖКХ. К сожалению, должного внимания и чёткой направленности ни с одной из сторон к проблемам очистки сточных вод пока нет.
В своём выступлении Елена Довлатова также отметила, что на сегодняшний день в России отсутствует ведомство отвечающее за качество водных объектов, а существующие государственные структуры ведут только надзорные функции. Создание отдельного органа могло бы существенно изменить ситуацию с состоянием источников питьевого водоснабжения, так как была бы чёткая политика достижения качества воды в водном объекте, а также конкретные стратегия и мероприятия, направленные на эти цели.
Важной темой выступления стал вопрос о повсеместном применении рыбохозяйственного норматива для сброса сточных вод. По словам эксперта требования к сбросам на основе ПДК рыбхоз блокируют возможность дальнейшего развития инфраструктуры очистки сточных вод, так как вынуждают предприятия коммунального и промышленного комплекса идти на экономически нецелесообразные вложения, которые в итоге никак не окупаются и несут многомиллионные издержки. Выходом из ситуации должна стать разработка чётких критериев отнесения поверхностных водных объектов к категории рыбохозяйственных.
Исполнительный директор РАВВ Елена Довлатова отдельно уделила внимание возможностям целевого финансирования мероприятий по строительству и модернизации очистных сооружений. По её словам необходимо создать экологические водные фонды в целях адресного аккумулирования бюджетных средств, поступающих от водоканалов за негативное воздействие, для формирования автономного, независимого от государства источника гарантированной поддержки водоохранной деятельности водоканалов.
Помимо этого, существенной поддержкой для предприятий ВКХ может стать введение налоговых льгот на вновь построенные объекты коммунальной инфраструктуры. Сегодня водоканалы по итогам модернизации или строительства новых комплексов очистных сооружений получают дополнительный налог на имущество, который приводит к серьезным финансовым издержкам предприятия. Данное положение дел не стимулирует водоканал совершенствовать свое производство, так как это приводит к миллионным налоговым расходам, а, следовательно, к ещё большей отрицательной рентабельности организации. По словам эксперта, ряд предприятий отрасли после строительства очистных сооружений были признаны не эффективными именно по этой причине.
Речь идёт о принятом Госдумой в первом чтении законопроекте № 577665-8 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах». При его подготовке к рассмотрению во втором чтении в него были включены…
Предложения РАВВ будут включены в итоговые рекомендации Счётной палаты Российской Федерации по улучшению инвестиционного климата в коммунальной сфере, которые формируются на основе результатов проверки хода модернизации инфраструктуры ЖКХ за счёт бюджетных средств и состоявшихся стратегических сессий…
Для решения этой проблемы предлагается внедрить шесть проектов: Прозрачный коммунальный ресурс. Он будет оценивать разумность и обоснованность инвестпрограмм ресурсоснабжающих организаций. Цифровая аварийно-диспетчерская служба. Тут будет вся информация по заявкам и цифровые договоры управления/поставки…
Новый координационный орган кабмина объединит под своим началом вопросы природопользования и охраны окружающей среды, развития лесного и водохозяйственного комплексов, которые ранее были закреплены за другими правительственными комиссиями.
Напомним, что Минпромторг России при участии РАВВ разработал проект бальной системы подтверждения производства водоочистного оборудования на территории Российской Федерации, которая позволит признавать его отечественным и получать ряд преференций при государственных тендерах и закупках.