Федеральная служба по надзору в сфере природопользования представила территориальным органам Росприроднадзора разъяснения о целесообразности отнесения иловых карты к объектам обезвреживания отходов. РАВВ сообщила, что представленная позиция выглядит непоследовательной и противоречивой.
В первую очередь от того, что на упомянутом в письме совещании, проведенном в Минприроды России 26.08.2015 г. по вопросу правоприменительной практики отнесения иловых карт к объектам размещения отходов, было принято решение руководствоваться позицией, изложенной ранее в письме Минприроды России № 05-12-44/21713 от 06.11.2013 г. В этом письме Минприроды России указывает, что «смесь сырого осадка и избыточного активного ила (технологическая жидкость влажностью 98%), поступающая с первичных и вторичных отстойников на иловые площадки (карты) для обезвоживания, не является отходом».
В связи с этим не ясно, на каком основании к объектам обезвреживания отходов может быть отнесено сооружение для обработки смеси, не являющейся отходом. Так в терминологии Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 г. «Об отходах производства и потребления» объекты обезвреживания отходов - специально оборудованные сооружения, которые обустроены в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначены для обезвреживания отходов.
Наряду с этим, в последнем абзаце письма № АС-03-02-36/21630 от 07.12.2015 г. в качестве примера отходов, при размещении которых «целесообразно считать иловые карты (площадки) объектом обезвреживания отходов» приведены наименования, соответствующие осадкам после завершения операций по их обработке согласно технологическому регламенту (согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному приказом Росприроднадзора № 445 от 18.07.2014 г.), т.е. уже прошедшим обработку на иловых картах.
Принимая во внимание вышеуказанное, можно сделать вывод, что отнесение иловых карт к объектам обезвреживания отходов безосновательно в случае, если обработку на них проходит смесь, не являющейся отходом (подразумевается, что такая смесь будет отнесена к отходам конкретного класса опасности после завершения всех операций по обработке, предусмотренных технологическим регламентом).
Одновременно с этим следует заметить, что в случае, если на иловые карты поступает смесь, уже отнесенная к отходам конкретного класса опасности, иловые карты должны рассматриваться как объекты обезвреживания отходов.
Соответствующий документ должен быть разработан Минпромторгом России совместно с Минстроем России и отраслевым экспертным сообществом по поручению вице-премьера Дмитрия Патрушева. Он позволит регионам эффективнее выбирать подрядчиков и поставщиков для строительства и модернизации очистных сооружений в рамках федерального проекта «Вода России».
По информации членов РАВВ из различных регионов России, количество проверок со стороны надзорных органов на протяжении последних нескольких лет продолжает расти. В этом году ГУП «БОС» Минстроя Чувашии зафиксировала новый рекорд: 74 надзорных мероприятия в течение 10 месяцев и проверка документации за 15 лет работы.
Главной темой обсуждения стали вопросы тарифного регулирования в сфере твёрдых коммунальных отходов, водоотведения, водоснабжения и теплоснабжения. В мероприятии принял участие заместитель руководителя ФАС России Виталий Королев руководители отраслевых организаций и профильных ведомств субъектов РФ.