В Совете Федерации состоялся круглый стол по вопросам совершенствования механизмов взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, её целевого использования в качестве инструмента бюджетной политики в части стабильного обеспечения финансовыми ресурсами экологически задач государства.
Исполнительный директор Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения Елена Довлатова отметила следующие сложности обсуждаемого вопроса:
- Применяемые в настоящее время технологии очистки сточных вод не позволяют очищать их до требований, предъявляемых к водным объектам. Ситуация осложняется требованиями Росприроднадзора, который в целях пополнения бюджета устанавливает заведомо нереализуемые нормативы качества сточных вод и требования их достижений в нереализуемые сроки;
- Продолжается нецелевое использование поступающих в бюджет средств от платы за негативное воздействие на окружающую среду, носящей компенсационный и восстановительный характер;
- Упразднение системы экологических фондов привело к стагнации и крайне низким темпам развития производственно-хозяйственного комплекса, обеспечивавшего строительство, реконструкцию, модернизацию природоохранных объектов, особенно объектов централизованных систем водоотведения, обеспечивающих охрану водных объектов в соответствие со статьей 65 Водного кодекса РФ;
- В проекте бюджета Российской Федерации не представлены достаточные обоснования повышения эффективности использования средств платы за негативное воздействие на окружающую среду, не предложены решения вопросов целевого использования данного вида платежей, имеющих особое природоохранные назначение исходя из содержания платы;
- Отсутствие возможности целевого использования средств платы за негативное воздействие на окружающую среду затрудняет реализацию требований законодательства Российской Федерации в части модернизации промышленных объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, отрицательно сказывается на темпах технического перевооружения предприятий водопроводно-канализационного хозяйства, способствует отвлечению средств природопользователей на решение вопросов, не направленных на снижение негативного воздействия, что противоречит назначению платежей. Компенсационная функция платы за негативное воздействие на окружающую среду утрачена, что противоречит основным принципам охраны окружающей среды;
- Учитывая, что статья 35 Бюджетного Кодекса Российской Федерации закрепляет принцип общего (совокупного) покрытия расходов, исключающих их привязку к определенным доходам бюджета (то есть фактически закон не обязывает тратить средства, поступившие в виде платы за негативное воздействие на окружающую среду, на решение экологических задач), в Российской Федерации нет источников, из которых можно было бы финансировать работы по охране и восстановлению окружающей среды. В результате анализа решения государством вопросов бюджетного природоохранного финансирования в необходимых объемах можно сделать вывод о том, что экономический механизм соблюдения права граждан на благоприятную окружающую среду утрачен;
- Формирование экологических фондов для целевого финансирования природоохранных работ в условиях ограниченности возможностей федерального бюджета представляется более оправданным, чем прямое бюджетное финансирование;
По итогам совещания Российская ассоциация водоснабжения и водоотведения предложила рекомендовать Правительству Российской Федерации:
- Разработать поправки в бюджетное законодательство, предусматривающие целевое использование средств платы за негативное воздействие на окружающую среду на реализацию конкретных мероприятий по снижению негативного воздействия;
- Подготовить предложения по реализации компенсационной функции платы за негативной воздействие на окружающую среду;
- В качестве пилотного проекта рассмотреть возможность адресного аккумулирования бюджетных средств, поступающих от организаций ВКХ в виде платы за негативное воздействие на окружающую среду и штрафов за нанесение ущерба водным объектам, в специально созданных внебюджетных экологических фондов ВКХ. Фонды могут пополняться, в том числе, и за счет установления акцизов на производство фосфорсодержащих моющих средств и фосфорных удобрений (экологического налога).
- Предусмотреть порядок осуществления государственного и общественного контроля за функционированием таких фондов и целевым использованием их средств;
- При формировании бюджета Российской Федерации на 2016 и последующие годы предусматривать адресное направление средств, поступающих в виде платы за негативное воздействие на окружающую среду, на финансирование мероприятий по охране окружающей среды, внедрению наилучших доступных технологий;
Подготовить предложения по перспективному использованию средств специально создаваемых внебюджетных экологических фондов ВКХ в качестве инструмента бюджетной политики в части стабильного обеспечения финансовыми ресурсами экологических задач как приоритетного направления расходов, в первую очередь, для обеспечения устойчивого функционирования централизованных систем водоотведения, выполняющих государственную барьерную роль охраны водных объектов страны от антропогенной нагрузки.