В рамках деловой программы форума, проводимого МИА "Россия сегодня" при поддержке Минстроя России, представители Ассоциации приняли участие в работе круглых столов «Концессии в ЖКХ» и «Энергоэффективность».
Руководитель Центра ГЧП РАВВ Роман Искендеров в рамках круглого стола по концессиям в ЖКХ обратил внимание участников на то, что 80% объектов ВКХ (около 18 000) находятся в собственности органов местного самоуправления и на них возлагается основная обязанность по разработке концессионных проектов, привлечению инвесторов, заключению концессионных соглашений и контролю за реализацией концессионных соглашений. Однако, специалисты органов местного самоуправления зачастую оказываются не готовыми к большим сложностям, которые возникают при подготовке концессионных проектов. Основной проблемой является отсутствие у них специальных знаний (технических, финансовых и юридических). Привлечение независимых специалистов требует дополнительных затрат, которые не предусмотрены муниципальными бюджетами.
Анализ проводимых конкурсов на право заключения концессионных соглашений в сфере ВКХ показывает, что 70-80 % конкурс, проведенных в 2014-2015 гг. не соответствовали требованиям законодательства. В результате состоявшимися были признаны только 30 % конкурсов, на остальные конкурсы заявок не было подано.
Эксперт РАВВ также отметил, что деятельность по оказанию услуг водоотведения несет на себе большие экологические риски для концессионеров, которые зачастую не учитываются при подготовке и заключении концессионных соглашений в сфере ВКХ. Проблема заключается в отсутствии во многих малых и средних водоканалах очистных сооружений сточных води или недостаточная очистка сточных вод. В результате водоканалы вынуждены сбрасывать неочищенные сточные воды в водные объекты, а контролирующие органы налагают на водоканалы большие штрафы за негативное воздействие. Размеры штрафов исчисляются десятками миллионов рублей в год.
Решить данную проблему можно несколькими способами. В течение определенного времени после подписания концессионного соглашения переложить риск уплаты штрафа на концедента или освободить концессионера от уплаты штрафов.
В рамках круглого стола по энергоэффективности заместитель исполнительного директора РАВВ Александр Эпштейн отметил, что государство сегодня через законодательство ставит следующие задачи по энергоэффективности: снижение удельного расхода электроэнергии в производственном цикле и снижение потребления воды. По его словам в основной массе организации водопроводно-канализационного комплекса провели мероприятия по снижению удельного расхода электроэнергии. Реализация же более амбициозных задач в этом направлении сопряжена с необходимостью качественно более высокого объема инвестиций, так как сегодня при цене воды 2,5 копейки за 1 литр нерентабельна.
Второй комплекс задач связан уменьшением потребления воды, который раскладывается на мероприятия по оснащению приборами воды всех подаваемых объемов ресурса, с одной стороны, и на мероприятия на уменьшение утечек воды – с другой.
Оснащение приборами учета жилого фонда связано с проблемой правоприменения Федерального закона «Об энергоэффективности…», устанавливающего обязанность ресурсоснабжающей организации «осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют». В отсутствие действенных экономических стимулов в адрес собственников жилых помещений уровень оснащенности водомерами жилого фонда остается на низком уровне: 45% общедомовыми и 60-65% квартирными приборами учета. Вместо всестороннего анализа ситуации и выработки решений, разумных с экономической и правовой точки зрения, правоприменительная и судебная практика делает водоканалы ответственными за установку приборов учета.
По мнению РАВВ, эта проблема носит искусственный характер и ее решение видится в расстановке приоритетов государственной политики в отношении отрасли ВКХ и создании «прозрачных правил игры», не допускающих делегирование организациям ВКХ муниципальными и государственными властными структурами несвойственных им обязанностей.
В отношении проблемы снижения утечек воды эксперт Ассоциации указал, что кардинальное решение этой проблемы связано с масштабным вложением средств в модернизацию сетевого хозяйства, которыми не обладает отрасль и бюджет.
В заключении спикер отметил, что будущее водопроводно-канализационного хозяйства как интегрированной части «умного города» видится в переходе от энергоэффективности к ресурсоэффективности. При обеспечении высокого качества подаваемой питьевой воды и реализации канализационным хозяйством функции «экологического щита» города, задачи в области ресурсоэффективности будут сконцентрированы на таких направлениях как обработка сточных вод, повторное использование воды, применение современных методов очистки воды и стоков.
Однако все эти амбициозные задачи требуют существенной поддержки государства в данной области. По мнению РАВВ, первоочередными мерами такого рода должны стать бюджетная поддержка «пилотных» проектов и снижение налогового бремени. При этом, например, в Казахстане – члене Таможенного союза – как сообщил участник «круглого стола» председатель правления АО «Казахстанский центр модернизации и развития ЖКХ» Чайжунусов С.Т. уже продолжительное время действует льгота по налогу на имущество в отношении реконструируемых и вновь возводимых объектах тепло, водоснабжения и водоотвдения.
Документ подписан между Российской ассоциацией водоснабжения и водоотведения, проектным офисом РАВВ ООО «РС Вода» и федеральным государственным бюджетным учреждением «Центр Лабораторного Анализа и Технических Измерений по Центральному федеральному округу» (ФГБУ «ЦЛАТИ по ЦФО»).
Зампред правительства рассказал в интервью РБК о модернизации коммунальной инфраструктуры, бизнесе в ЖКХ и необходимых шагах для развития этой отрасли.
Соответствующее благодарственное письмо было вручено первым заместителем председателя Комитета РСПП по экологии и природопользованию и председателем совета директоров «Еврохим» Игорем Нечаевым в рамках сегодняшнего отчётного заседания комитета.
Соответствующие изменения в основы ценообразования в сфере тепло-, водоснабжения и водоотведения внесены кабмином 17 декабря 2024 года №1810 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".
Во второй день деловой программы конференции-семинара РАВВ «Законодательный Новый Год» Федеральная антимонопольная служба представила новые подходы к регулированию тарифов и платы за подключение к централизованным системам водоснабжения и водоотведения.ФАС России рассказала о нововведениях в порядке…