Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации провело заключительное совещание с заинтересованными ФОИВ, РАВВ, РСПП, Русгидро и научным сообществом по подготовке проекта изменений в Методику исчисления размера вреда водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утвержденную приказом ведомства от 13.04.2009 № 87 от 07.05.2025 № 03-16/247-пр.
Минприроды Росси поддержала четыре предложения РАВВ, часть из которых напрямую касается водоканалов:
1. Расчет ущерба вреда водному объекту производить только по результатам контроль-надзорной деятельности. Период расчёта должен быть ограничен периодом проверки и не опираться на данные производственного экологического контроля предприятия, которые ложатся в основу декларации о плате за НВОС.
2. При расчете ущерба за все без исключения вещества, не имеющие класса опасности, должен применяться коэффициент Киз = 1. Росприроднадзор предлагал, чтобы показатели БПК5, БПКпол оставались вне регулирования или считались как для веществ 3 или 4 класса опасности согласно сложившейся практике службы.
3. Сохранить существующие формулировки по пунктам 2 и 22 Методики, которые напрямую касаются водоканалов. Так, в частности, пункт 2 не будет применяться к организациям, осуществляющим водоотведение, в случае выявления ими сброса абонентом сточных вод, не соответствующих нормативам по составу сточных вод. В этих случаях Методика применяется к абонентам, допустившим такой сброс.
По п.22 остается в силе формулировка о применении следующего понижающего коэффициента для водоканалов "Допустимая концентрация i-го вредного (загрязняющего) вещества в пределах норматива допустимого (предельно допустимого) сброса или лимита на сбросы при его наличии для организаций, осуществляющих водоотведение в соответствии с Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении", вносящих плату за негативное воздействие на окружающую среду, применяется с коэффициентом, равным 1,4 (кроме случаев аварийного и залпового сброса сточных вод)." Предложение Росприроднадзора по этому пункту состояло в том, чтобы ограничить применение данного коэффициента только теми водоканалами, которые вносят своевременно плату за негативное воздействие на окружающую среду за последние 2 календарных года.
4. Расширить предлагаемый в Методике перечень природоохранных мероприятий, которые могут быть учтены при исчислении вреда, причиненного водному объекту, и период времени, за который можно будет учитывать реализуемые мероприятия.
Итоговый проект изменений в Методику исчисления вреда водным объектам будет опубликован для публичного обсуждения в ближайшее время.
По информации РАВВ, рассматриваемый РАН проект существенно отличается от поворота Северных и Сибирских рек времен СССР. Если в советском союзе речь шла о буквальной переброске рек (существенной части стока) в Среднюю Азию, т.е. фактически «к разбазариванию» воды с огромными потерями, то в современном варианте речь идёт о закрытой в трубопроводной системе транспортировке воды без существенных потерь ресурса.
Об этом сообщила исполнительный директор РАВВ Елена Довлатова Российской газете в материале, посвящённом проблемам обновления изношенных сетей ЖКХ. По словам руководителя Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения, в вопросе модернизации коммунальной инфраструктуры дело не только в финансировании, но и в законодательстве в сфере закупок.
Такое решение было принято на втором заседании экспертной группы, созданной по поручению вице-премьера Дмитрия Патрушева, в рамках которой ведётся обсуждение концепции детерминированного подхода к нормированию сбросов сточных вод, разработанной Российской ассоциацией водоснабжения и водоотведения.