РАВВ прокомментировала результаты исследования Счётной палаты концессий в сфере ЖКХ


Главным выводом аудитора стал тезис о том, что концессии, несмотря на их активное применение в отрасли ЖКХ, пока не стали эффективным инструментом привлечения инвестиций в коммунальную инфраструктуру. Такие соглашения сегодня зачастую формальны, не ориентированы на улучшение качества услуг, а реализация многих мероприятий затягивается.

Российская ассоциация водоснабжения и водоотведения прокомментировала результаты исследования и включила ряд предложений по совершенствованию концессионного законодательства в итоговый бюллетень Счётной палаты Российской Федерации.

Так по мнению РАВВ, большинство цифр по результатам исследования наглядно демонстрируют ключевую проблему коммунальной отрасли – отсутствие выстроенной экономики, особенно в секторе водоснабжения и водоотведения. При этом совершенно неважно, кто будет развивать или эксплуатировать систему – частный бизнес или муниципальное предприятие: и те и другие сталкиваются со сложностью окупаемости капитальных, а зачастую и эксплуатационных затрат в рамках действующих тарифов.

Ассоциация отмечает, что любой бизнес должен четко понимать, в какую сферу он заходит и в каких условиях будет работать. И сегодняшнее состояние водопроводно-канализационного хозяйства должно если не отпугивать, то как минимум отрезвлять ответственного инвестора. Отрасль последние 10–15 лет является фактически планово-убыточной: средняя рентабельность – минус 5,14 %, финансовые результаты по итогам 2023 года – минус 14,3 млрд рублей, рост тарифов практически полностью поглощается инфляцией, а установленная стоимость услуг для населения минимум на 20 % ниже экономически обоснованной. Вот такие реалии ждут концессионера.

И даже несмотря на то что в отрасли есть стабильный денежный поток, возможность воспользоваться бюджетными средствами (в виде платы концедента, льготных займов и т. д.), перспектива выйти за предельные индексы и утвердить их долгосрочное значение, – все это разбивается о фактическую неокупаемость вложений в рамках действующей тарифной модели и устанавливаемой государством стоимости услуг. Сегодня отрасль находится в положении, когда каждый куб поданной воды и очищенной сточной воды генерирует убыток. Это говорит о том, что экономики здесь нет.

На практике, когда концессионер приходит в регион, от него ждут масштабных инвестиций, но никто со стороны власти зачастую не считает экономику: смогут ли выручка предприятия и тарифы, установленные в субъекте, окупить в осязаемый период времени тот большой объем средств, который ждут от инвестора. В большинстве случаев ответ – нет. Ожидание от бизнеса больших вложений должно коррелировать с экономическими возможностями отрасли.

О том, что ключ к успешному развитию водопроводно-канализационного хозяйства частником или муниципалитетом – это экономически обоснованные тарифы, сказано очень много. Но мы живем в парадигме сдерживания роста стоимости платы за коммунальные услуги, и все, что вылезает выше, срезается регулятором. При этом растет инфляция, увеличивается МРОТ, налоговая нагрузка, которые формально де-юре учитываются в тарифах, но де-факто – только в объеме, не превышающем предельный индекс.

Помимо этого, важно обратить внимание на проблему развития системы водоснабжения и водоотведения в малых городах, которые сегодня остаются самыми уязвимыми с точки зрения инвестиций интереса бизнеса. Здесь может успешно работать так называемая операционная концессия, когда приходит квалифицированная команда и за счет снижения издержек (кадровых, организационных, ресурсных) добивается выравнивания экономики предприятия. При таком подходе в перспективе есть возможность объединить небольшие муниципальные образования, создавая областной водоканал. Тогда появляется другой масштаб, увеличивается объем услуг, начинает формироваться более эффективный экономический баланс. Примеры таких операционных концессий в стране есть: это Смоленская область и ряд других регионов.

Подробнее о ключевых выводах Счётной палаты РФ и конкретных предложениях РАВВ в новом исследовании аудитора >>  



Новости


РАВВ совместно с отраслевыми союзами и объединениями ЖКХ просят кабмин не запрещать массовые автоматические телефонные звонки потребителям коммунальных услуг

Соответствующие ограничения вступают в силу с 1 сентября 2025 г. на основании принятых изменений в Федеральный закон от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи». Документ вводит ряд существенных ограничений и дополнительных условий для совершения массовых и (или) автоматических телефонных вызовов, которые не могут…

Подробнее


РАВВ прокомментировала результаты исследования Счётной палаты концессий в сфере ЖКХ

Главным выводом аудитора стал тезис о том, что концессии, несмотря на их активное применение в отрасли ЖКХ, пока не стали эффективным инструментом привлечения инвестиций в коммунальную инфраструктуру. Такие соглашения сегодня зачастую формальны, не ориентированы на улучшение качества услуг, а реализация…

Подробнее


РАВВ: водоканалам разрешили утвердить новую или скорректировать действующую инвестпрограмму на 2025 год и пересмотреть тарифы с 1 июля 2025 года

Соответствующие изменения в Основы ценообразования и Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения вступили в силу вчера 27 мая 2025 года Постановлением Правительства РФ № 732. Такой шаг позволит пересмотреть тарифы и при необходимости увеличить их выше предельных индексов платы…

Подробнее


РАВВ приняла участие в заседании Экспертного совета Фонда развития территорий

Участники заседания обсудили актуальные вопросы работы коммунальной инфраструктуры в России. Заместитель генерального директора проектного офиса Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения Елена Воронцова рассказала о необходимых регуляторных и организационных шагах для отрасли водопроводно-канализационного…

Подробнее


Плата за негативное воздействие на окружающую среду и возмещение причинённого ущерба остаются главными статьями пополнения бюджета Росприроднадзором

Так в 2024 году, благодаря активной деятельности ведомства, в бюджетную систему РФ поступило 32,3 млрд. руб., из которых 22,3 млрд. руб. пришлось на плату за НВОС и почти 4 млрд. руб. на возмещение вреда окружающей среде. Замыкает список «доходных» статей экологический сбор 3,7 млрд. рублей.

Подробнее


Архив новостей Ассоциации >>