Главным выводом аудитора стал тезис о том, что концессии, несмотря на их активное применение в отрасли ЖКХ, пока не стали эффективным инструментом привлечения инвестиций в коммунальную инфраструктуру. Такие соглашения сегодня зачастую формальны, не ориентированы на улучшение качества услуг, а реализация многих мероприятий затягивается.
Российская ассоциация водоснабжения и водоотведения прокомментировала результаты исследования и включила ряд предложений по совершенствованию концессионного законодательства в итоговый бюллетень Счётной палаты Российской Федерации.
Так по мнению РАВВ, большинство цифр по результатам исследования наглядно демонстрируют ключевую проблему коммунальной отрасли – отсутствие выстроенной экономики, особенно в секторе водоснабжения и водоотведения. При этом совершенно неважно, кто будет развивать или эксплуатировать систему – частный бизнес или муниципальное предприятие: и те и другие сталкиваются со сложностью окупаемости капитальных, а зачастую и эксплуатационных затрат в рамках действующих тарифов.
Ассоциация отмечает, что любой бизнес должен четко понимать, в какую сферу он заходит и в каких условиях будет работать. И сегодняшнее состояние водопроводно-канализационного хозяйства должно если не отпугивать, то как минимум отрезвлять ответственного инвестора. Отрасль последние 10–15 лет является фактически планово-убыточной: средняя рентабельность – минус 5,14 %, финансовые результаты по итогам 2023 года – минус 14,3 млрд рублей, рост тарифов практически полностью поглощается инфляцией, а установленная стоимость услуг для населения минимум на 20 % ниже экономически обоснованной. Вот такие реалии ждут концессионера.
И даже несмотря на то что в отрасли есть стабильный денежный поток, возможность воспользоваться бюджетными средствами (в виде платы концедента, льготных займов и т. д.), перспектива выйти за предельные индексы и утвердить их долгосрочное значение, – все это разбивается о фактическую неокупаемость вложений в рамках действующей тарифной модели и устанавливаемой государством стоимости услуг. Сегодня отрасль находится в положении, когда каждый куб поданной воды и очищенной сточной воды генерирует убыток. Это говорит о том, что экономики здесь нет.
На практике, когда концессионер приходит в регион, от него ждут масштабных инвестиций, но никто со стороны власти зачастую не считает экономику: смогут ли выручка предприятия и тарифы, установленные в субъекте, окупить в осязаемый период времени тот большой объем средств, который ждут от инвестора. В большинстве случаев ответ – нет. Ожидание от бизнеса больших вложений должно коррелировать с экономическими возможностями отрасли.
О том, что ключ к успешному развитию водопроводно-канализационного хозяйства частником или муниципалитетом – это экономически обоснованные тарифы, сказано очень много. Но мы живем в парадигме сдерживания роста стоимости платы за коммунальные услуги, и все, что вылезает выше, срезается регулятором. При этом растет инфляция, увеличивается МРОТ, налоговая нагрузка, которые формально де-юре учитываются в тарифах, но де-факто – только в объеме, не превышающем предельный индекс.
Помимо этого, важно обратить внимание на проблему развития системы водоснабжения и водоотведения в малых городах, которые сегодня остаются самыми уязвимыми с точки зрения инвестиций интереса бизнеса. Здесь может успешно работать так называемая операционная концессия, когда приходит квалифицированная команда и за счет снижения издержек (кадровых, организационных, ресурсных) добивается выравнивания экономики предприятия. При таком подходе в перспективе есть возможность объединить небольшие муниципальные образования, создавая областной водоканал. Тогда появляется другой масштаб, увеличивается объем услуг, начинает формироваться более эффективный экономический баланс. Примеры таких операционных концессий в стране есть: это Смоленская область и ряд других регионов.
По данным Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения, в число проектов, которые смогут претендовать на финансирование государства, войдут только очистные сооружения первой категории негативного воздействия на окружающую среду – в общей сложности их 220 единиц. Поэтому география покрытия нового…
Осенью вступает в силу принятый в феврале закон, ужесточающий требования к концессионерам в сфере ЖКХ. Среди ключевых нововведений: обязательная разработка инвестпрограмм, наличие опыта эксплуатации объектов коммунальной инфраструктуры, обязательная банковская гарантия для участия в конкурсе и оформление…
В ближайшие пять лет на возведение новых и реконструкцию действующих сооружений планируется направить около 70 млрд. рублей, в том числе почти 24 млрд. рублей – в течение трёх лет.
Об этом говорится в письме ведомства от 04.06.2025 № 32320-ДН/04 «Об учете отрицательного объема коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме». В документе, в частности отмечается, что отрицательный объём коммунальных ресурсов на общедомовые…
Российская ассоциация водоснабжения и водоотведения при поддержке Правительства Самарской области проводит с 25 по 29 августа 2025 года в Самаре XVII Конференцию водоканалов России.