Ведомство предлагает признавать любое нарушение водного законодательства фактом причинения вреда водному объекту и штрафовать водопользователей без доказательства их реального вклада в деградацию и истощение водоёмов. Поправки не были поддержаны РАВВ, РСПП, Минстроем России, Минэнерго России и Росрыболовством.
По данным Минприроды России, на сегодняшний день можно признать полностью не рабочим Пункт 1 Методики, который расшифровывает вследствие чего должен исчисляться вред водному объекту. Согласно этому пункту, негативное изменение водного объекта наступает в результате такого загрязнения, которое влечёт за собой деградацию его естественных экологических систем и истощение ресурсов. Эту формулировку могли применять водопользователи, доказывая в суде, что они не наносят ущерба водному объекту. Но практика таких оспариваний не получила широкого применения из-за отсутствия критериев деградации водного объекта при нанесении ему вреда. Поэтому Минприроды России и Росприроднадзор решили этот пункт исключить.
По мнению Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения, если согласится с предлагаемыми изменениями, то любое нарушение нормативов по сбросам сточных вод, установленных предприятию-водопользователю, автоматически будет квалифицироваться как нанесение вреда водному объекту. Следствием этого станет взимание двойных штрафов за одно и то же нарушение: плата за негативное воздействие на окружающую среду с повышающим коэффициентом 100 и сумма исчисленного вреда. К тому же, контролирующие органы смогут в качестве доказательной базы использовать данные из программы производственного экологического контроля предприятия.
В качестве альтернативного предложения РАВВ призвала внести в Пункт 1 Методики два новых понятия - «вред окружающей среде» и «деградация водного объекта», а также сформировать «критерии деградации водного объекта с экологических позиций». Первое можно определить, как негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов. Второе – как состояние водного объекта, сопровождаемое ухудшением качества воды, снижением самоочищающейся способности, снижением комплектности водной экосистемы и нарушением экологического благополучия.
В свою очередь в качестве критериев деградации водного объекта с экологических позиций предлагается взять положения утверждённого Национального стандарта РФ ГОСТ Р 58556-2019 «Оценка качества воды водных объектов с экологических позиций».
Таким образом, по мнению РАВВ, в Методике будут чётко прописаны понятия вреда и деградации водных объектов, а также установлены конкретные критерии деградации, что позволит эффективнее выявлять фактический вклад каждого водопользователя в состояние водоёма. Данное предложение было поддержано Росрыболовством и РСПП.
В материалах ТАСС, Интерфакс, Российской газеты, Ведомости и в эфире РБК исполнительный директор РАВВ Елена Довлатова рассказала о сложившихся экономических и инфляционных факторах, которые способствуют росту тарифов в коммунальном секторе.
В динамике за последние несколько лет расходы на реализацию инвестиционных программ составили в 2023 г.- 293 млрд. рублей, в 2024 – 344 млрд. рублей, а в 2025 году ожидаются 548 млрд. рублей. Количество мероприятий также из года в год увеличивается: суммарно по водоснабжению и водоотведению в прошлом…
Директор департамента государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности Минприроды России Роман Мальцев согласился с рядом предложений РАВВ по совершенствованию природоохранного законодательства, озвученных в ходе сегодняшнего круглого стола в Государственной…
На состоявшемся вчера заседании Комитета РСПП по экологической политике обсудили результаты деятельности за первое полугодие рабочей группы по реформированию водного законодательства, которую возглавляет РАВВ. За отчётный период ключевые дискуссии по вопросам ведения рабочей группы проходили в рамках…
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации провело заключительное совещание с заинтересованными ФОИВ, РАВВ, РСПП, Русгидро и научным сообществом по подготовке проекта изменений в Методику исчисления размера вреда водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утвержденную…