Ведомство предлагает признавать любое нарушение водного законодательства фактом причинения вреда водному объекту и штрафовать водопользователей без доказательства их реального вклада в деградацию и истощение водоёмов. Поправки не были поддержаны РАВВ, РСПП, Минстроем России, Минэнерго России и Росрыболовством.
По данным Минприроды России, на сегодняшний день можно признать полностью не рабочим Пункт 1 Методики, который расшифровывает вследствие чего должен исчисляться вред водному объекту. Согласно этому пункту, негативное изменение водного объекта наступает в результате такого загрязнения, которое влечёт за собой деградацию его естественных экологических систем и истощение ресурсов. Эту формулировку могли применять водопользователи, доказывая в суде, что они не наносят ущерба водному объекту. Но практика таких оспариваний не получила широкого применения из-за отсутствия критериев деградации водного объекта при нанесении ему вреда. Поэтому Минприроды России и Росприроднадзор решили этот пункт исключить.
По мнению Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения, если согласится с предлагаемыми изменениями, то любое нарушение нормативов по сбросам сточных вод, установленных предприятию-водопользователю, автоматически будет квалифицироваться как нанесение вреда водному объекту. Следствием этого станет взимание двойных штрафов за одно и то же нарушение: плата за негативное воздействие на окружающую среду с повышающим коэффициентом 100 и сумма исчисленного вреда. К тому же, контролирующие органы смогут в качестве доказательной базы использовать данные из программы производственного экологического контроля предприятия.
В качестве альтернативного предложения РАВВ призвала внести в Пункт 1 Методики два новых понятия - «вред окружающей среде» и «деградация водного объекта», а также сформировать «критерии деградации водного объекта с экологических позиций». Первое можно определить, как негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов. Второе – как состояние водного объекта, сопровождаемое ухудшением качества воды, снижением самоочищающейся способности, снижением комплектности водной экосистемы и нарушением экологического благополучия.
В свою очередь в качестве критериев деградации водного объекта с экологических позиций предлагается взять положения утверждённого Национального стандарта РФ ГОСТ Р 58556-2019 «Оценка качества воды водных объектов с экологических позиций».
Таким образом, по мнению РАВВ, в Методике будут чётко прописаны понятия вреда и деградации водных объектов, а также установлены конкретные критерии деградации, что позволит эффективнее выявлять фактический вклад каждого водопользователя в состояние водоёма. Данное предложение было поддержано Росрыболовством и РСПП.
Соответствующие ограничения вступают в силу с 1 сентября 2025 г. на основании принятых изменений в Федеральный закон от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи». Документ вводит ряд существенных ограничений и дополнительных условий для совершения массовых и (или) автоматических телефонных вызовов, которые не могут…
Главным выводом аудитора стал тезис о том, что концессии, несмотря на их активное применение в отрасли ЖКХ, пока не стали эффективным инструментом привлечения инвестиций в коммунальную инфраструктуру. Такие соглашения сегодня зачастую формальны, не ориентированы на улучшение качества услуг, а реализация…
Соответствующие изменения в Основы ценообразования и Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения вступили в силу вчера 27 мая 2025 года Постановлением Правительства РФ № 732. Такой шаг позволит пересмотреть тарифы и при необходимости увеличить их выше предельных индексов платы…
Участники заседания обсудили актуальные вопросы работы коммунальной инфраструктуры в России. Заместитель генерального директора проектного офиса Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения Елена Воронцова рассказала о необходимых регуляторных и организационных шагах для отрасли водопроводно-канализационного…
Так в 2024 году, благодаря активной деятельности ведомства, в бюджетную систему РФ поступило 32,3 млрд. руб., из которых 22,3 млрд. руб. пришлось на плату за НВОС и почти 4 млрд. руб. на возмещение вреда окружающей среде. Замыкает список «доходных» статей экологический сбор 3,7 млрд. рублей.