Зампред правительства рассказал в интервью РБК о модернизации коммунальной инфраструктуры, бизнесе в ЖКХ и необходимых шагах для развития этой отрасли.
Про новый национальный проект «Инфраструктура для жизни» и других инструментах поддержки модернизации ЖКХ:
- Общий объем средств бюджета по нацпроекту до 2030 года — порядка 10 трлн руб., примерно 4,3 трлн руб. предусмотрено на три года — 2025–2027 годы. Причем здесь мы говорим и про прямые деньги, и квазибюджетные деньги, и про инвестиционные бюджетные кредиты. Что это такое? Когда мы предоставляем регионам кредит на 15 лет под 3%, но не прямые деньги, чтобы мы отдали и забыли, а с возвратом. Это стимулирует регионы выбирать окупаемые проекты. Таким образом, мы задаем критерии эффективности и говорим: ребята, мы хотим, чтобы за эти деньги вы сделали вот это.
- Мы выдали инвестиционно-бюджетных и специальных казначейских кредитов более чем на триллион, распределяли в 2022–2023 годах, деньги еще доводят. Мы никогда столько не давали за всю историю. Кроме того, по нацпроекту предусмотрены межбюджетные трансферты из федерального бюджета для регионов — за три года субъектам будет направлено более 1,5 трлн. руб.
- Если говорить о жилищно-коммунальном хозяйстве, то мы регионам говорим: вот даем вам инвестиционно-бюджетные кредиты и даем вам право установления тарифов, сколько вам нужно, но не выше определенного уровня. И рекомендуем им привлечь внебюджетные деньги. И, например, считаем, что мы на рубль бюджетных, прямых бюджетных и косвенно бюджетных денег привлечем 2–3 руб. внебюджетных средств.
Про бизнес в ЖКХ:
- Где у нас есть гарантированный денежный поток, как не в ЖКХ? То есть во всем мире ЖКХ — это стабильный нормальный бизнес. У нас же в силу разных неурегулированных обстоятельств пока эта отрасль убыточная и дотационная. К сожалению, у нас износ больше, чем мы вкладываем в обновление, в среднем по стране. Но те заделы, которые мы будем делать уже в 2025 году, позволят в целом по стране этот негативный тренд переломить.
Про износ коммунальной инфраструктуры:
- Износ разный: где-то 50%, где-то 80%. Надо честно признать, что всех пугают износом, но точной информации нет. Объясню: если на предприятии ЖКХ нормальный директор, он все равно за счет текущего ремонта сети постепенно ее же и обновляет. И у него по бумагам может быть 100-процентный износ, а по факту уже половина заменена. У некоторых другая ситуация: был бездарный руководитель, а регион не занимался этим, денег не давал. То есть у предприятия по бумагам один износ, а по факту уже аварийная ситуация. Поэтому основная задача — выяснить, какова реальная картина.
- Есть системная проблема вообще в коммунальном снабжении — мы живем по генеральным планам, утвержденным еще в Советском Союзе. Генеральные планы подразумевали, что у нас будет прирост населения практически везде, и под это строились дополнительные мощности. И когда мы сейчас заходим в модернизацию коммунальной инфраструктуры, то стараемся понять, какие мощности и где реально нужны. Есть, например, ряд населенных пунктов, где точно не требуется восстанавливать старые котельные, потому что уже нет такой необходимости — это дорого и необоснованно.
Подробнее >>