
В разработанном регулятором проекте постановления правительства предлагается законодательно закрепить целевой характер использования амортизационных отчислений в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.
В целом общее требование документа и сегодня выполняется водоканалами. Амортизация, как источник финансирования, включается в инвестпрограммы и, как правило, работает целевым образом (из неё могут погашаться займы и кредиты по мероприятиям инвестпрограммы). В свою очередь только при отсутствии инвестпрограммы у ресурсоснабжающей организации была возможность использовать амортизацию нецелевым образом. Но у таких организаций зачастую она уходила на повышение зарплат, которые растут из-за ежегодной индексации МРОТ. В связи с тем, что минимальный размер оплаты труда до сих пор не учитывается в полном объёме регулятором в тарифах, водоканалы без инвестпрограммы действительно могли использовать амортизацию именно на эти цели. Поэтому назвать массовым явлением нецелевое использование амортизации в сфере водоснабжения и водоотведения нельзя.
Но несмотря на это, в проекте документа есть два важных момента. Так, например, предлагается отказаться от расчёта срока амортизации по предельному максимальному значению использования оборудования и предоставить возможность выбора более короткого периода его полезного применения на основе Классификатора основных средств, включаемых в амортизационные группы. Такой шаг позволит уйти от растягивания амортизации на более длительный срок с получением соответствующих отчислений маленькими долями в долгосрочной перспективе. Предложенная схема, наоборот, поможет быстрее накопить на обновление оборудования.
Помимо этого, предлагается ввести возможность перераспределения амортизационных отчислений между двумя сферами с водоснабжения на водоотведение и наоборот. По сути, создаётся, своего рода, амортизационный фонд, средства которого можно бесшовно использовать на всю систему водопроводно-канализационного хозяйства. Однако остаётся вопрос, как в этом случае выполнить требование по ведению раздельного бухгалтерского учёта по видам деятельности?
В целом, с учётом ряда важных предложений, проект документа РАВВ поддерживает.
Загрузить проект документа ФАС России о целеовой амортизации >>
В Высшей школе экономики состоялся дискуссионный экспертный форум, одним из главных событий которого стал круглый стол «Инвестиционная политика в сфере коммунального хозяйства». В мероприятии приняли участие представители Минэкономразвития России, ФАС России, региональные регуляторы, профильные отраслевые союзы и объединения.
По информации РАВВ, рассматриваемый РАН проект существенно отличается от поворота Северных и Сибирских рек времен СССР. Если в советском союзе речь шла о буквальной переброске рек (существенной части стока) в Среднюю Азию, т.е. фактически «к разбазариванию» воды с огромными потерями, то в современном варианте речь идёт о закрытой в трубопроводной системе транспортировке воды без существенных потерь ресурса.
Об этом сообщила исполнительный директор РАВВ Елена Довлатова Российской газете в материале, посвящённом проблемам обновления изношенных сетей ЖКХ. По словам руководителя Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения, в вопросе модернизации коммунальной инфраструктуры дело не только в финансировании, но и в законодательстве в сфере закупок.