В разработанном регулятором проекте постановления правительства предлагается законодательно закрепить целевой характер использования амортизационных отчислений в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.
В целом общее требование документа и сегодня выполняется водоканалами. Амортизация, как источник финансирования, включается в инвестпрограммы и, как правило, работает целевым образом (из неё могут погашаться займы и кредиты по мероприятиям инвестпрограммы). В свою очередь только при отсутствии инвестпрограммы у ресурсоснабжающей организации была возможность использовать амортизацию нецелевым образом. Но у таких организаций зачастую она уходила на повышение зарплат, которые растут из-за ежегодной индексации МРОТ. В связи с тем, что минимальный размер оплаты труда до сих пор не учитывается в полном объёме регулятором в тарифах, водоканалы без инвестпрограммы действительно могли использовать амортизацию именно на эти цели. Поэтому назвать массовым явлением нецелевое использование амортизации в сфере водоснабжения и водоотведения нельзя.
Но несмотря на это, в проекте документа есть два важных момента. Так, например, предлагается отказаться от расчёта срока амортизации по предельному максимальному значению использования оборудования и предоставить возможность выбора более короткого периода его полезного применения на основе Классификатора основных средств, включаемых в амортизационные группы. Такой шаг позволит уйти от растягивания амортизации на более длительный срок с получением соответствующих отчислений маленькими долями в долгосрочной перспективе. Предложенная схема, наоборот, поможет быстрее накопить на обновление оборудования.
Помимо этого, предлагается ввести возможность перераспределения амортизационных отчислений между двумя сферами с водоснабжения на водоотведение и наоборот. По сути, создаётся, своего рода, амортизационный фонд, средства которого можно бесшовно использовать на всю систему водопроводно-канализационного хозяйства. Однако остаётся вопрос, как в этом случае выполнить требование по ведению раздельного бухгалтерского учёта по видам деятельности?
В целом, с учётом ряда важных предложений, проект документа РАВВ поддерживает.
Загрузить проект документа ФАС России о целеовой амортизации >>
Соответствующий документ должен быть разработан Минпромторгом России совместно с Минстроем России и отраслевым экспертным сообществом по поручению вице-премьера Дмитрия Патрушева. Он позволит регионам эффективнее выбирать подрядчиков и поставщиков для строительства и модернизации очистных сооружений в рамках федерального проекта «Вода России».
По информации членов РАВВ из различных регионов России, количество проверок со стороны надзорных органов на протяжении последних нескольких лет продолжает расти. В этом году ГУП «БОС» Минстроя Чувашии зафиксировала новый рекорд: 74 надзорных мероприятия в течение 10 месяцев и проверка документации за 15 лет работы.
Главной темой обсуждения стали вопросы тарифного регулирования в сфере твёрдых коммунальных отходов, водоотведения, водоснабжения и теплоснабжения. В мероприятии принял участие заместитель руководителя ФАС России Виталий Королев руководители отраслевых организаций и профильных ведомств субъектов РФ.