На секции по цифровизации отрасли водопроводно-канализационного хозяйства, состоявшейся на XVI Конференции водоканалов России, РАВВ рассказала о планах дальнейшей работы с Федеральной антимонопольной службой по изменению принципов и подходов к возврату водоканалам сэкономленных средств в результате цифровизации производственных процессов.
По информации РАВВ, с 1 сентября 2024 года водоканалы могут включать свои расходы на создание, развитие и эксплуатацию цифровой инфраструктуры в тарифы на следующий год. Такой порядок утверждён правительством и ФАС России с соответствующими изменениями в основы ценообразования и методические рекомендации по расчёту тарифов.
Кабмин определил, что к цифровой инфраструктуре в сфере водоснабжения и водоотведения относятся программное обеспечение, базы данных, информационные системы и различного рода технические средства IT-систем. Помимо этого, ФАС России установило, что расходы необходимые для эксплуатации цифровой инфраструктуры относятся к приобретению сырья, материалов и их хранения, а расходы на оплату работ и услуг по эксплуатации цифровой инфраструктуры относятся к общехозяйственным расходам.
В свою очередь экономия от внедрения и эксплуатации цифровой инфраструктуры может быть возвращена в течение 5 лет в составе необходимой валовой выручки. Но вернуть средства можно только при условии создания такой инфраструктуры за счёт нерегулируемых (нетарифных) и небюджетных источников.
В итоге сегодня водоканалам приходится выбирать, либо перекладывать цифровизацию на тариф, но не иметь возможности получать экономию от внедрения, либо из своей нетарифной выручки или кредитов внедрять информационные системы, но при этом иметь возможность возвращать высвободившиеся средства в результате использования IT-решений.
В РАВВ отметили, что на сегодняшний день важно появление самой возможности включения расходов на цифровизацию в необходимую валовую выручку водоканалов. Возврат сэкономленных средств требует дальнейшей серьёзной проработки. Предстоит сформировать соответствующий понятийный аппарат, определить, что такое экономия в контексте цифровизации, как её достичь, каким образом её обосновать и как оставить эти средства водоканалу. Поэтому данная тема станет одной из приоритетных в совместной работе РАВВ с регулятором.
Такой результат удалось добиться за счёт реализации выпущенного службой в конце прошлого года Постановления Правительства РФ № 1810, которое предоставило возможность водоканалам и теплоснабжающим организациям включить в тарифы на 2025 год дополнительные расходы на оплату труда в связи с увеличением МРОТ.
В новом письме-разъяснении ведомства, в частности, указывается, что к предприятиям, осуществляющим регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод и обращения с твердыми коммунальными отходами в независимости от…
В обсуждении приняли участие Минприроды России, Минсельхоз России, Минстрой России, Минэнерго России, Минпромторг России, МЧС России, Росводресурсы, Росприроднадзор, Роспотребнадзор, Росгидромет, Роснедра и Росрыболовство, ФАУ «Главгосэкспертиза» ППК «РЭО», ППК «Фонд развития территорий», ФГБУ «Гидроспецгеология»,…
Об это говорится в ответном письме ведомства в адрес РАВВ по вопросу определения границ ответственности и балансовой принадлежности сетей водоотведения, относящихся к канализационным выпускам МКД. Ранее Ассоциация обращалась в Минстрой России с просьбой определить статус этого участка сети, на котором…
Соответствующие изменения в строительные нормы и правила внесены Минстроем России. Речь идёт о целом комплексе мер, обеспечивающих систему водоотвода с автомобильных автодорог, расположенных вне границ населенных пунктов.