На секции по цифровизации отрасли водопроводно-канализационного хозяйства, состоявшейся на XVI Конференции водоканалов России, РАВВ рассказала о планах дальнейшей работы с Федеральной антимонопольной службой по изменению принципов и подходов к возврату водоканалам сэкономленных средств в результате цифровизации производственных процессов.
По информации РАВВ, с 1 сентября 2024 года водоканалы могут включать свои расходы на создание, развитие и эксплуатацию цифровой инфраструктуры в тарифы на следующий год. Такой порядок утверждён правительством и ФАС России с соответствующими изменениями в основы ценообразования и методические рекомендации по расчёту тарифов.
Кабмин определил, что к цифровой инфраструктуре в сфере водоснабжения и водоотведения относятся программное обеспечение, базы данных, информационные системы и различного рода технические средства IT-систем. Помимо этого, ФАС России установило, что расходы необходимые для эксплуатации цифровой инфраструктуры относятся к приобретению сырья, материалов и их хранения, а расходы на оплату работ и услуг по эксплуатации цифровой инфраструктуры относятся к общехозяйственным расходам.
В свою очередь экономия от внедрения и эксплуатации цифровой инфраструктуры может быть возвращена в течение 5 лет в составе необходимой валовой выручки. Но вернуть средства можно только при условии создания такой инфраструктуры за счёт нерегулируемых (нетарифных) и небюджетных источников.
В итоге сегодня водоканалам приходится выбирать, либо перекладывать цифровизацию на тариф, но не иметь возможности получать экономию от внедрения, либо из своей нетарифной выручки или кредитов внедрять информационные системы, но при этом иметь возможность возвращать высвободившиеся средства в результате использования IT-решений.
В РАВВ отметили, что на сегодняшний день важно появление самой возможности включения расходов на цифровизацию в необходимую валовую выручку водоканалов. Возврат сэкономленных средств требует дальнейшей серьёзной проработки. Предстоит сформировать соответствующий понятийный аппарат, определить, что такое экономия в контексте цифровизации, как её достичь, каким образом её обосновать и как оставить эти средства водоканалу. Поэтому данная тема станет одной из приоритетных в совместной работе РАВВ с регулятором.
Соответствующие ограничения вступают в силу с 1 сентября 2025 г. на основании принятых изменений в Федеральный закон от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи». Документ вводит ряд существенных ограничений и дополнительных условий для совершения массовых и (или) автоматических телефонных вызовов, которые не могут…
Главным выводом аудитора стал тезис о том, что концессии, несмотря на их активное применение в отрасли ЖКХ, пока не стали эффективным инструментом привлечения инвестиций в коммунальную инфраструктуру. Такие соглашения сегодня зачастую формальны, не ориентированы на улучшение качества услуг, а реализация…
Соответствующие изменения в Основы ценообразования и Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения вступили в силу вчера 27 мая 2025 года Постановлением Правительства РФ № 732. Такой шаг позволит пересмотреть тарифы и при необходимости увеличить их выше предельных индексов платы…
Участники заседания обсудили актуальные вопросы работы коммунальной инфраструктуры в России. Заместитель генерального директора проектного офиса Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения Елена Воронцова рассказала о необходимых регуляторных и организационных шагах для отрасли водопроводно-канализационного…
Так в 2024 году, благодаря активной деятельности ведомства, в бюджетную систему РФ поступило 32,3 млрд. руб., из которых 22,3 млрд. руб. пришлось на плату за НВОС и почти 4 млрд. руб. на возмещение вреда окружающей среде. Замыкает список «доходных» статей экологический сбор 3,7 млрд. рублей.