Деловая программа XVI Конференции водоканалов России открылась работой тарифной секции с участием ФАС России и региональных регуляторов


Участники обсудили необходимые шаги по совершенствованию тарифного регулирования, повышению эффективности использования концессий в коммунальной отрасли и внедрению дополнительных механизмов привлечения внебюджетных инвестиций в сферу водоснабжения и водоотведения.

Ключевыми тезисами и предложениями, направленными на расширение возможности для модернизации инфраструктуры водоснабжения и водоотведения, стали:

  • Необходимо упрощение процедур изменения концессионных соглашений.
  • Важно системно взаимоувязать мероприятия по программе модернизации коммунальной инфраструктуры с документами градостроительного планирования.
  • Принять меры для повышения качества разработки новых и актуализации действующих схем водоснабжения и водоотведения, работать над повышением качества проводимой оценки состояния систем и объектов водопроводно-канализационного хозяйства.
  • Внести изменения, упрощающие получение бюджетных средств на обновление систем водоснабжения и водоотведения в рамках Постановления Правительства РФ от 8 декабря 2022 г. № 2253 «Об утверждении Правил предоставления публично-правовой компанией "Фонд развития территорий" финансовой поддержки… на модернизацию систем коммунальной инфраструктуры на 2023 - 2027 годы».
  • Субсидировать процентную ставку по кредитам для водоканалов.
  • Развивать механизм инфраструктурной ипотеки для строительства объектов водоснабжения и водоотведения. Механизм уже активно применяться ВЭБ.РФ.

С целью преодоления дефицита тарифных источников в отрасли водоснабжения и водоотведения необходимо принять следующие шаги:

  • Синхронизировать тарифное регулирование с процессами соглашения инвестиционных программ и концессий.
  • Перейти к установлению полноценных долгосрочных тарифов в отрасли. (сейчас при наличии ежегодной корректировки тарифов регулятором вырезается большой объём средств из необходимой валовой выручки).
  • Уйти от создания и утверждения производственных программ на водоканалах при наличии у них инвестиционных программ и отказаться от последних при наличии концессионного соглашения.  
  • Предоставить льготы или полностью освободить от налогов водоканалы в части НДС, налога на прибыль и имущество. 
  • Внедрять механизм регуляторного соглашения при строительстве новых объектов водоснабжения и водоотведения с чётко прописанными обязательствами со сторон.
  • Отказаться от тарифного сглаживания со стороны регулятора, которое регулярно применяется и приводит к «срезанию» необходимых на развитие инфраструктуры средств.
  • Обеспечить установление тарифов на весь срок концессионного соглашения.
  • Применять к отрасли водоснабжения и водоотведения действующие в сфере теплоснабжения инструменты дерегулирования (когда часть статей в тарифе выведена из-под государственного регулирования) и ценовых зон.
  • Сделать основанием для пересмотра тарифов выше предельных индексов изменение МРОТ (минимального размера оплаты труда).
  • Поэтапно перейти от сдерживающих индексов платы граждан за коммунальные услуги к прямой социальной поддержке нуждающихся слоёв населения на оплату ЖКХ.
  • Расширить возможности и инструменты целевого обучения кадров для водоканалов.   

В свою очередь ФАС России напомнила, что в сфере водоснабжения и водоотведения только 10% предприятий имеют инвестиционные программы, которые исполняются лишь на 70%. За этим регулятор будет следить и контролировать.

На текущий момент службой ведётся работа по:

  • Донастройке индексов платы граждан (был расширен перечень оснований для повышения индексов).
  • Совершенствованию учёта целевой амортизации.
  • Разработке тарифного календаря.
  • Повышению эффективности контроля за инвестпрограммами и учёта их результатов в тарифном регулировании.
  • Передаче и расширению полномочий территориальных органов регулирования за контролем и проверками тарифных решений на местах.


Новости


ФАС России фиксирует рост исполнения инвестпрограмм ресурсоснабжающих организаций

В динамике за последние несколько лет расходы на реализацию инвестиционных программ составили в 2023 г.- 293 млрд. рублей, в 2024 – 344 млрд. рублей, а в 2025 году ожидаются 548 млрд. рублей. Количество мероприятий также из года в год увеличивается: суммарно по водоснабжению и водоотведению в прошлом…

Подробнее


Минприроды России поддержало предложение РАВВ об увеличении сроков реализации программ повышения экологической эффективности и срока действия инвентаризации сточных вод водоканалов

Директор департамента государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности Минприроды России Роман Мальцев согласился с рядом предложений РАВВ по совершенствованию природоохранного законодательства, озвученных в ходе сегодняшнего круглого стола в Государственной…

Подробнее


РСПП и бизнес высоко оценили уровень и содержание экспертных дискуссий в рамках деловой программы IX Всероссийского водного конгресса

На состоявшемся вчера заседании Комитета РСПП по экологической политике обсудили результаты деятельности за первое полугодие рабочей группы по реформированию водного законодательства, которую возглавляет РАВВ. За отчётный период ключевые дискуссии по вопросам ведения рабочей группы проходили в рамках…

Подробнее


Минприроды России поддержало ряд предложений РАВВ к готовящемуся проекту изменений Методики исчисления вреда водным объектам вследствие нарушения водного законодательства

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации провело заключительное совещание с заинтересованными ФОИВ, РАВВ, РСПП, Русгидро и научным сообществом по подготовке проекта изменений в Методику исчисления размера вреда водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утвержденную…

Подробнее


РАВВ прокомментировал газете «Коммерсант» подготовленные кабмином правила предоставления субсидий регионам на строительство и реконструкцию очистных сооружений в рамках нового федерального проекта «Вода России»

По данным Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения, в число проектов, которые смогут претендовать на финансирование государства, войдут только очистные сооружения первой категории негативного воздействия на окружающую среду – в общей сложности их 220 единиц. Поэтому география покрытия нового…

Подробнее


Архив новостей Ассоциации >>