Деловая программа XVI Конференции водоканалов России открылась работой тарифной секции с участием ФАС России и региональных регуляторов


Участники обсудили необходимые шаги по совершенствованию тарифного регулирования, повышению эффективности использования концессий в коммунальной отрасли и внедрению дополнительных механизмов привлечения внебюджетных инвестиций в сферу водоснабжения и водоотведения.

Ключевыми тезисами и предложениями, направленными на расширение возможности для модернизации инфраструктуры водоснабжения и водоотведения, стали:

  • Необходимо упрощение процедур изменения концессионных соглашений.
  • Важно системно взаимоувязать мероприятия по программе модернизации коммунальной инфраструктуры с документами градостроительного планирования.
  • Принять меры для повышения качества разработки новых и актуализации действующих схем водоснабжения и водоотведения, работать над повышением качества проводимой оценки состояния систем и объектов водопроводно-канализационного хозяйства.
  • Внести изменения, упрощающие получение бюджетных средств на обновление систем водоснабжения и водоотведения в рамках Постановления Правительства РФ от 8 декабря 2022 г. № 2253 «Об утверждении Правил предоставления публично-правовой компанией "Фонд развития территорий" финансовой поддержки… на модернизацию систем коммунальной инфраструктуры на 2023 - 2027 годы».
  • Субсидировать процентную ставку по кредитам для водоканалов.
  • Развивать механизм инфраструктурной ипотеки для строительства объектов водоснабжения и водоотведения. Механизм уже активно применяться ВЭБ.РФ.

С целью преодоления дефицита тарифных источников в отрасли водоснабжения и водоотведения необходимо принять следующие шаги:

  • Синхронизировать тарифное регулирование с процессами соглашения инвестиционных программ и концессий.
  • Перейти к установлению полноценных долгосрочных тарифов в отрасли. (сейчас при наличии ежегодной корректировки тарифов регулятором вырезается большой объём средств из необходимой валовой выручки).
  • Уйти от создания и утверждения производственных программ на водоканалах при наличии у них инвестиционных программ и отказаться от последних при наличии концессионного соглашения.  
  • Предоставить льготы или полностью освободить от налогов водоканалы в части НДС, налога на прибыль и имущество. 
  • Внедрять механизм регуляторного соглашения при строительстве новых объектов водоснабжения и водоотведения с чётко прописанными обязательствами со сторон.
  • Отказаться от тарифного сглаживания со стороны регулятора, которое регулярно применяется и приводит к «срезанию» необходимых на развитие инфраструктуры средств.
  • Обеспечить установление тарифов на весь срок концессионного соглашения.
  • Применять к отрасли водоснабжения и водоотведения действующие в сфере теплоснабжения инструменты дерегулирования (когда часть статей в тарифе выведена из-под государственного регулирования) и ценовых зон.
  • Сделать основанием для пересмотра тарифов выше предельных индексов изменение МРОТ (минимального размера оплаты труда).
  • Поэтапно перейти от сдерживающих индексов платы граждан за коммунальные услуги к прямой социальной поддержке нуждающихся слоёв населения на оплату ЖКХ.
  • Расширить возможности и инструменты целевого обучения кадров для водоканалов.   

В свою очередь ФАС России напомнила, что в сфере водоснабжения и водоотведения только 10% предприятий имеют инвестиционные программы, которые исполняются лишь на 70%. За этим регулятор будет следить и контролировать.

На текущий момент службой ведётся работа по:

  • Донастройке индексов платы граждан (был расширен перечень оснований для повышения индексов).
  • Совершенствованию учёта целевой амортизации.
  • Разработке тарифного календаря.
  • Повышению эффективности контроля за инвестпрограммами и учёта их результатов в тарифном регулировании.
  • Передаче и расширению полномочий территориальных органов регулирования за контролем и проверками тарифных решений на местах.


Новости


РАВВ совместно с отраслевыми союзами и объединениями ЖКХ просят кабмин не запрещать массовые автоматические телефонные звонки потребителям коммунальных услуг

Соответствующие ограничения вступают в силу с 1 сентября 2025 г. на основании принятых изменений в Федеральный закон от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи». Документ вводит ряд существенных ограничений и дополнительных условий для совершения массовых и (или) автоматических телефонных вызовов, которые не могут…

Подробнее


РАВВ прокомментировала результаты исследования Счётной палаты концессий в сфере ЖКХ

Главным выводом аудитора стал тезис о том, что концессии, несмотря на их активное применение в отрасли ЖКХ, пока не стали эффективным инструментом привлечения инвестиций в коммунальную инфраструктуру. Такие соглашения сегодня зачастую формальны, не ориентированы на улучшение качества услуг, а реализация…

Подробнее


РАВВ: водоканалам разрешили утвердить новую или скорректировать действующую инвестпрограмму на 2025 год и пересмотреть тарифы с 1 июля 2025 года

Соответствующие изменения в Основы ценообразования и Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения вступили в силу вчера 27 мая 2025 года Постановлением Правительства РФ № 732. Такой шаг позволит пересмотреть тарифы и при необходимости увеличить их выше предельных индексов платы…

Подробнее


РАВВ приняла участие в заседании Экспертного совета Фонда развития территорий

Участники заседания обсудили актуальные вопросы работы коммунальной инфраструктуры в России. Заместитель генерального директора проектного офиса Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения Елена Воронцова рассказала о необходимых регуляторных и организационных шагах для отрасли водопроводно-канализационного…

Подробнее


Плата за негативное воздействие на окружающую среду и возмещение причинённого ущерба остаются главными статьями пополнения бюджета Росприроднадзором

Так в 2024 году, благодаря активной деятельности ведомства, в бюджетную систему РФ поступило 32,3 млрд. руб., из которых 22,3 млрд. руб. пришлось на плату за НВОС и почти 4 млрд. руб. на возмещение вреда окружающей среде. Замыкает список «доходных» статей экологический сбор 3,7 млрд. рублей.

Подробнее


Архив новостей Ассоциации >>