
Законопроект вводит в практику новое понятие «нецентрализованная система водоотведения» (септики, выгребные ямы, биостанции) и термин «сточные воды нецентрализованной системы водоотведения», которые помогут урегулировать проблемы с незаконным сливом жидких бытовых отходов (ЖБО) в канализацию.
По мнению РАВВ, наводить порядок с очисткой сточных вод из нецентрализованной системы водоотведения действительно нужно. Сейчас эта деятельность плохо отрегулирована, потому что, как минимум, нет методики расчёта тарифа для такого вида сточных вод. Внесённый в Госдуму законопроект предлагает сделать отдельной типовой договор для приёма нецентрализованного стока и разработать методику расчёта тарифов для него.
Как раз в последней (в методике) и скрывается множество нюансов для водоканалов, а именно как будет рассчитываться стоимость этой услуги. Ведь затраты значительные: помимо стандартной процедуры очистки стока, нужно построить специальные сливные станции, закупить и обслуживать соответствующий автопарк, платить зарплату сотрудникам и т.д. При этом надо не забывать, что как только эта деятельность станет регулируемой и будет тарифицироваться она попадёт под предельный индекс платы граждан за коммунальные услуги, т.е. государство будет сдерживать рост тарифа.
Помимо этого, есть проблема и с составом стока, который попадает на очистные сооружения из выгребных ям. Зачастую в таких стоках находятся вещества, которые могут нанести ущерб централизованной системе водоотведения, вплоть до вывода из строя очистных сооружений. Соответственно должны быть правила приёма такого стока по составу, в нём не должно быть «вредных» для центральной канализации веществ. В противном случае эффект будет, как с залповым сбросом от промпредприятий. Кому тогда выставлять счета за вред сетям и оборудованию?
В РАВВ считают, что порядок действительно наводить надо, тарифицировать и легитимно работать с таким стоком тоже нужно, но как обеспечить экономически обоснованный тариф с учётом больших затрат водоканалов и сдерживания роста платы граждан за коммунальные услуги, как контролировать состав нецентрализованного стока, если сегодня мы видим, что даже в многоквартирном доме централизованной канализацией люди не умеют пользоваться и смывают в унитаз то, чего него нельзя в него сбрасывать.
Поэтому пока этот законопроект рамочный, он задаёт регулирующий вектор и будет дальше уточнятся подзаконными актами, где и будут основные нюансы.
В Высшей школе экономики состоялся дискуссионный экспертный форум, одним из главных событий которого стал круглый стол «Инвестиционная политика в сфере коммунального хозяйства». В мероприятии приняли участие представители Минэкономразвития России, ФАС России, региональные регуляторы, профильные отраслевые союзы и объединения.
По информации РАВВ, рассматриваемый РАН проект существенно отличается от поворота Северных и Сибирских рек времен СССР. Если в советском союзе речь шла о буквальной переброске рек (существенной части стока) в Среднюю Азию, т.е. фактически «к разбазариванию» воды с огромными потерями, то в современном варианте речь идёт о закрытой в трубопроводной системе транспортировке воды без существенных потерь ресурса.
Об этом сообщила исполнительный директор РАВВ Елена Довлатова Российской газете в материале, посвящённом проблемам обновления изношенных сетей ЖКХ. По словам руководителя Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения, в вопросе модернизации коммунальной инфраструктуры дело не только в финансировании, но и в законодательстве в сфере закупок.