Законопроект вводит в практику новое понятие «нецентрализованная система водоотведения» (септики, выгребные ямы, биостанции) и термин «сточные воды нецентрализованной системы водоотведения», которые помогут урегулировать проблемы с незаконным сливом жидких бытовых отходов (ЖБО) в канализацию.
По мнению РАВВ, наводить порядок с очисткой сточных вод из нецентрализованной системы водоотведения действительно нужно. Сейчас эта деятельность плохо отрегулирована, потому что, как минимум, нет методики расчёта тарифа для такого вида сточных вод. Внесённый в Госдуму законопроект предлагает сделать отдельной типовой договор для приёма нецентрализованного стока и разработать методику расчёта тарифов для него.
Как раз в последней (в методике) и скрывается множество нюансов для водоканалов, а именно как будет рассчитываться стоимость этой услуги. Ведь затраты значительные: помимо стандартной процедуры очистки стока, нужно построить специальные сливные станции, закупить и обслуживать соответствующий автопарк, платить зарплату сотрудникам и т.д. При этом надо не забывать, что как только эта деятельность станет регулируемой и будет тарифицироваться она попадёт под предельный индекс платы граждан за коммунальные услуги, т.е. государство будет сдерживать рост тарифа.
Помимо этого, есть проблема и с составом стока, который попадает на очистные сооружения из выгребных ям. Зачастую в таких стоках находятся вещества, которые могут нанести ущерб централизованной системе водоотведения, вплоть до вывода из строя очистных сооружений. Соответственно должны быть правила приёма такого стока по составу, в нём не должно быть «вредных» для центральной канализации веществ. В противном случае эффект будет, как с залповым сбросом от промпредприятий. Кому тогда выставлять счета за вред сетям и оборудованию?
В РАВВ считают, что порядок действительно наводить надо, тарифицировать и легитимно работать с таким стоком тоже нужно, но как обеспечить экономически обоснованный тариф с учётом больших затрат водоканалов и сдерживания роста платы граждан за коммунальные услуги, как контролировать состав нецентрализованного стока, если сегодня мы видим, что даже в многоквартирном доме централизованной канализацией люди не умеют пользоваться и смывают в унитаз то, чего него нельзя в него сбрасывать.
Поэтому пока этот законопроект рамочный, он задаёт регулирующий вектор и будет дальше уточнятся подзаконными актами, где и будут основные нюансы.
Соответствующий документ должен быть разработан Минпромторгом России совместно с Минстроем России и отраслевым экспертным сообществом по поручению вице-премьера Дмитрия Патрушева. Он позволит регионам эффективнее выбирать подрядчиков и поставщиков для строительства и модернизации очистных сооружений в рамках федерального проекта «Вода России».
По информации членов РАВВ из различных регионов России, количество проверок со стороны надзорных органов на протяжении последних нескольких лет продолжает расти. В этом году ГУП «БОС» Минстроя Чувашии зафиксировала новый рекорд: 74 надзорных мероприятия в течение 10 месяцев и проверка документации за 15 лет работы.
Главной темой обсуждения стали вопросы тарифного регулирования в сфере твёрдых коммунальных отходов, водоотведения, водоснабжения и теплоснабжения. В мероприятии принял участие заместитель руководителя ФАС России Виталий Королев руководители отраслевых организаций и профильных ведомств субъектов РФ.