Служба объясняет необходимость таких изменений отсутствием единого порядка рассмотрения тарифных споров, что порой приводит к невозможности пересмотра завышенных коммунальных тарифов.
Для реализации этой задачи ведомство подготовило законопроект, который меняет подсудность дел по оспариванию решений об установлении или изменении региональными властями тарифов (в частности, в сферах электро- и теплоэнергетики, водоснабжения и водоотведения, газоснабжения, обращения с отходами). Рассматривать такие дела предлагается арбитражным судам. Сейчас разбирательства происходят в судах общей юрисдикции в рамках административного судопроизводства в виде оспаривания нормативных актов. При этом дела об оспаривании решений и предписаний самой ФАС России в рамках контроля за тарифами ведут арбитражные суды в порядке оспаривания ненормативных актов. В результате, отмечает служба, отсутствует единообразный порядок рассмотрения тарифных споров, что приводит «к невозможности пересмотра экономически необоснованных тарифов».
В Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения отметили, что арбитражные суды будут рассматривать «тарифные дела» по формальному признаку, без полного анализа всех статей затрат. В этом случае регулируемая организация почти всегда будет проигрывать такие дела и не сможет предметно обосновать неправильно установленный регулятором тариф.
По мнению РАВВ, таким образом ресурсоснабжающие организации, по сути, лишаются возможности в судебном порядке доказать, что регулятор, например, не учёл в тарифах на 2024 год повышение минимального размера оплаты труда. В результате чего, предприятиям коммунального комплекса пришлось изымать из своей операционной деятельности средства на рост зарплат сотрудников. При этом регулятор пообещал учесть эти затраты в будущих периодах тарифного регулирования, но все понимают, что на практике этого не произойдёт. А чтобы не было формальных оснований обратиться в суд и доказать ошибку регулятора, все тарифные дела сделают подсудными арбитражному суду. Последний не будет вникать в экономику и расчёты, поддержит регулятора и признает законность установленных им тарифов.
Соответствующий документ должен быть разработан Минпромторгом России совместно с Минстроем России и отраслевым экспертным сообществом по поручению вице-премьера Дмитрия Патрушева. Он позволит регионам эффективнее выбирать подрядчиков и поставщиков для строительства и модернизации очистных сооружений в рамках федерального проекта «Вода России».
По информации членов РАВВ из различных регионов России, количество проверок со стороны надзорных органов на протяжении последних нескольких лет продолжает расти. В этом году ГУП «БОС» Минстроя Чувашии зафиксировала новый рекорд: 74 надзорных мероприятия в течение 10 месяцев и проверка документации за 15 лет работы.
Главной темой обсуждения стали вопросы тарифного регулирования в сфере твёрдых коммунальных отходов, водоотведения, водоснабжения и теплоснабжения. В мероприятии принял участие заместитель руководителя ФАС России Виталий Королев руководители отраслевых организаций и профильных ведомств субъектов РФ.