Служба объясняет необходимость таких изменений отсутствием единого порядка рассмотрения тарифных споров, что порой приводит к невозможности пересмотра завышенных коммунальных тарифов.
Для реализации этой задачи ведомство подготовило законопроект, который меняет подсудность дел по оспариванию решений об установлении или изменении региональными властями тарифов (в частности, в сферах электро- и теплоэнергетики, водоснабжения и водоотведения, газоснабжения, обращения с отходами). Рассматривать такие дела предлагается арбитражным судам. Сейчас разбирательства происходят в судах общей юрисдикции в рамках административного судопроизводства в виде оспаривания нормативных актов. При этом дела об оспаривании решений и предписаний самой ФАС России в рамках контроля за тарифами ведут арбитражные суды в порядке оспаривания ненормативных актов. В результате, отмечает служба, отсутствует единообразный порядок рассмотрения тарифных споров, что приводит «к невозможности пересмотра экономически необоснованных тарифов».
В Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения отметили, что арбитражные суды будут рассматривать «тарифные дела» по формальному признаку, без полного анализа всех статей затрат. В этом случае регулируемая организация почти всегда будет проигрывать такие дела и не сможет предметно обосновать неправильно установленный регулятором тариф.
По мнению РАВВ, таким образом ресурсоснабжающие организации, по сути, лишаются возможности в судебном порядке доказать, что регулятор, например, не учёл в тарифах на 2024 год повышение минимального размера оплаты труда. В результате чего, предприятиям коммунального комплекса пришлось изымать из своей операционной деятельности средства на рост зарплат сотрудников. При этом регулятор пообещал учесть эти затраты в будущих периодах тарифного регулирования, но все понимают, что на практике этого не произойдёт. А чтобы не было формальных оснований обратиться в суд и доказать ошибку регулятора, все тарифные дела сделают подсудными арбитражному суду. Последний не будет вникать в экономику и расчёты, поддержит регулятора и признает законность установленных им тарифов.
Об этом говорится в материале газеты «Коммерсант», посвящённом новому проекту постановления правительства, который предусматривает расширение программы субсидирования мероприятий по модернизации коммунальной инфраструктуры на объекты, находящиеся в частной собственности.
Все выработанные решения по итогам мероприятия в Самаре, которое состоялось 25-29 августа 2025 года и было приурочено к 35-летнему юбилею РАВВ, направлены в адрес Минстроя России, Минприроды России, Минпромторга России, ФАС России и Росстандарта.
По результатам обращения РАВВ в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации с просьбой разъяснить обоснованность повышения к 2030 году в более чем 29 000 раз размера платы за негативное воздействие на окружающую среду по железу, ведомство сообщило, что соответствующие изменения в сторону уменьшения ставки по данному загрязняющему веществу уже подготовлены.