
Сейчас этот участок фактически является бесхозяйным, за него никто не отвечает, но по статистике РАВВ до 98% засоров канализации по вине потребителей происходит именно на нём и затраты по их устранению перекладываются на водоканалы. При этом включить эти расходы в тариф невозможно, потому что эти сети в большинстве случаев никому не принадлежат.
Российская ассоциация водоснабжения и водоотведения направила письмо в Министерство строительство и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации с просьбой установить правовой статус сетей водоотведения от внешней стены многоквартирного дома до первого смотрового колодца. Из-за отсутствия собственника у данного участка сетей водоканалы несут дополнительные расходы и не могут оперативно устранять засоры и аварии на них.
Согласно техническим требованиям, система водоотведения многоквартирного дома строится как единый трубопровод, начинающийся внутри здания и заканчивающийся за его пределами. При этом его внешняя или наружная часть, проходящая от стены дома до первого канализационного (смотрового) колодца, из-за правовой коллизии ни за кем не закреплена (не имеет балансовой принадлежности). Поэтому её обслуживание является предметом регулярных судебных споров управляющих компаний и ресурсоснабжающих организаций.
Между тем, по статистике членов РАВВ 98% засоров на выпусках из внутридомовых систем водоотведения происходит по причине отсутствия у проживающих в многоквартирных домах жителей культуры пользования канализацией. За последние несколько лет участились случаи сброса бытовых отходов (средств гигиены, подгузников, нетканых полотенец, наполнителей для туалетов и клеток домашних животных и т.д.) в унитазы. Однако собственники и пользователи помещений не несут никакой ответственности за данные действия и не платят за устранение засоров, произошедших по их вине и по факту на принадлежащем им имуществе.
В итоге при возникновении засоров на участке сетей от стены многоквартирного дома до первого смотрового колодца, управляющие компании требуют от ресурсоснабжающих организаций устранения аварий и суды встают на их сторону, что приводит к обязанности водоканалов проводить соответствующие работы на не принадлежащим им сетях.
При этом затраты предприятий водоснабжения и водоотведения существенны: ликвидация одного засора может стоить от 1,5 до 14 тысяч рублей в зависимости от сложности работ и конструктивных особенностей здания. Эти расходы не могут быть включены в тариф, так как они проводятся на сетях, которые не принадлежат и не переданы водоканалам ни на каком праве.
С целью решения данной проблемы РАВВ предлагает Минстрою России инициировать изменения в Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённые постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, и другие правовые акты, с целью установления балансовой и эксплуатационной ответственности между управляющим и ресурсоснабжающими организациями за указанный участок сетей водоотведения от стены многоквартирного дома до первого смотрового (канализационного) колодца.
Письмо РАВВ в Минстрой России >>
Предложения РАВВ по внесению изменений в законодательство >>
В Высшей школе экономики состоялся дискуссионный экспертный форум, одним из главных событий которого стал круглый стол «Инвестиционная политика в сфере коммунального хозяйства». В мероприятии приняли участие представители Минэкономразвития России, ФАС России, региональные регуляторы, профильные отраслевые союзы и объединения.
По информации РАВВ, рассматриваемый РАН проект существенно отличается от поворота Северных и Сибирских рек времен СССР. Если в советском союзе речь шла о буквальной переброске рек (существенной части стока) в Среднюю Азию, т.е. фактически «к разбазариванию» воды с огромными потерями, то в современном варианте речь идёт о закрытой в трубопроводной системе транспортировке воды без существенных потерь ресурса.
Об этом сообщила исполнительный директор РАВВ Елена Довлатова Российской газете в материале, посвящённом проблемам обновления изношенных сетей ЖКХ. По словам руководителя Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения, в вопросе модернизации коммунальной инфраструктуры дело не только в финансировании, но и в законодательстве в сфере закупок.