Федеральный закон от 25.12.2023 № 657-ФЗ внес изменения в Водный кодекс РФ и другие законодательные акты (действует с 25 декабря 2023 г., за исключением отдельных положений). Основные нововведения следующие:
Уточнен порядок использования водного объекта для восстановления пропускной способности русел рек.
Исключена необходимость получения решения о предоставлении водного объекта в пользование для проведения дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов поверхностных водных объектов, в случае использования поверхностных водных объектов для восстановления пропускной способности русел рек.
Одновременно предусмотрено, что при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации или при ее возникновении в соответствии с законодательством в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций использование поверхностных водных объектов для восстановления пропускной способности русел рек осуществляется без предоставления водных объектов в пользование. При этом порядок осуществления деятельности по восстановлению пропускной способности русел рек, использования извлеченного донного грунта при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации или при ее возникновении должен быть установлен Правительством Российской Федерации.
По решению органа местного самоуправления городского или сельского поселения, муниципального района, муниципального округа, городского округа, по решению исполнительного органа государственной власти субъекта РФ при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации или при ее возникновении донный грунт может быть использован в том числе в случаях, предусмотренных законодательством в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, при условии, что донный грунт не содержит твердых полезных ископаемых, не относящихся к общераспространенным полезным ископаемым. Также донный грунт может быть использован не только для обеспечения муниципальных нужд или в интересах физического лица, юридического лица, осуществляющих проведение дноуглубительных и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов, но и в интересах третьих лиц.
Уточнены требования к содержанию правил использования водохранилища.
Такие правила, в частности, должны содержать:
Установлены требования к содержанию Правил использования водных объектов для рекреационных целей, которые должны быть утверждены до 1 марта 2025 г. органами местного самоуправления по согласованию с органами государственной власти субъектов РФ.
Ограничено применение требования о необходимости обозначения специальными информационными знаками границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос.
Такое обозначение необходимо только на территориях, используемых для рекреационных целей (туризма, физической культуры и спорта, организации отдыха и укрепления здоровья граждан, в том числе организации отдыха детей и их оздоровления).
Переходные положения.
Договоры водопользования для использования акватории водных объектов для рекреационных целей, которые заключены до 1 марта 2025 г., до 1 марта 2026 г. должны быть приведены в соответствие:
В Высшей школе экономики состоялся дискуссионный экспертный форум, одним из главных событий которого стал круглый стол «Инвестиционная политика в сфере коммунального хозяйства». В мероприятии приняли участие представители Минэкономразвития России, ФАС России, региональные регуляторы, профильные отраслевые союзы и объединения.
По информации РАВВ, рассматриваемый РАН проект существенно отличается от поворота Северных и Сибирских рек времен СССР. Если в советском союзе речь шла о буквальной переброске рек (существенной части стока) в Среднюю Азию, т.е. фактически «к разбазариванию» воды с огромными потерями, то в современном варианте речь идёт о закрытой в трубопроводной системе транспортировке воды без существенных потерь ресурса.
Об этом сообщила исполнительный директор РАВВ Елена Довлатова Российской газете в материале, посвящённом проблемам обновления изношенных сетей ЖКХ. По словам руководителя Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения, в вопросе модернизации коммунальной инфраструктуры дело не только в финансировании, но и в законодательстве в сфере закупок.