По словам руководителя ассоциации, в противном случае схемы так и останутся документами на бумаге, которые оторваны от градостроительных и территориальных планов субъекта и не наполнены соответствующими инвестициями.
Об этом сообщила Елена Довлатова на сегодняшнем совещании в Счётной палате по вопросу синхронизации документов территориального планирования и градостроительного зонирования, схем водоснабжения муниципальных образований и инвестиционных программ ресурсоснабжающих организаций.
Как отметила руководитель РАВВ, при текущих экономически необоснованных тарифах на воду и канализацию водоканал, даже если и разработает качественную схему водоснабжения и водоотведения, не сможет её реализовать, потому что ему просто будет негде взять такой объём инвестиций. В свою очередь муниципалитетам, бюджет которых перегружен другими статьями расходов, не хватит финансовых ресурсов, чтобы у компетентного подрядчика заказать разработку качественной схемы.
В этой ситуации региональная власть может стать одним из ключевых ответственных лиц за разработку и утверждение схем водоснабжения и водоотведения. Во-первых, субъект должен знать свои потребности в инфраструктуре, так как формирует градостроительные и территориальные планы развития. Во-вторых, все федеральные средства на ЖКХ выделяются именно региону и по его инициативе можно выйти за предельные индексы платы граждан за коммунальные услуги, а значит и обеспечить большим объёмом финансирования инвестпрограммы ресурсоснабжающих организаций, которые реализуют эти схемы.
Помимо этого, сейчас многие субъекты консолидируют водоснабжение и водоотведение разных муниципальных образований в одну систему, что также требует разработки единой региональной схемы и экономической модели.
Исполнительный директор РАВВ также отметила, что важно обратить внимание, что ввод новых метров жилья должен обязательно опираться на возможности развития инфраструктуры в регионе. Уже сейчас наблюдается картина, когда субъект не может обеспечить водой новую застройку и вынужден прокладывать дорогостоящий водовод, чтобы транспортировать ресурс из соседнего региона. При этом его дальнейшая эксплуатация также ложиться на и без того перегруженный тариф.
В заключении Елена Довлатова отметила, что нужен жёсткий контроль за конкурсами по актуализации схем водоснабжения и водоотведения. В большинстве случаев такие конкурсы выигрывают совершенно некомпетентные подрядчики, которые в итоге предлагают не жизнеспособные документы.
Соответствующий документ должен быть разработан Минпромторгом России совместно с Минстроем России и отраслевым экспертным сообществом по поручению вице-премьера Дмитрия Патрушева. Он позволит регионам эффективнее выбирать подрядчиков и поставщиков для строительства и модернизации очистных сооружений в рамках федерального проекта «Вода России».
По информации членов РАВВ из различных регионов России, количество проверок со стороны надзорных органов на протяжении последних нескольких лет продолжает расти. В этом году ГУП «БОС» Минстроя Чувашии зафиксировала новый рекорд: 74 надзорных мероприятия в течение 10 месяцев и проверка документации за 15 лет работы.
Главной темой обсуждения стали вопросы тарифного регулирования в сфере твёрдых коммунальных отходов, водоотведения, водоснабжения и теплоснабжения. В мероприятии принял участие заместитель руководителя ФАС России Виталий Королев руководители отраслевых организаций и профильных ведомств субъектов РФ.