РАВВ совместно с отраслевыми союзами и объединениями сферы ЖКХ предложили Госдуме внести изменения в ряд законопроектов, касающихся ужесточения ответственности за нарушение законодательства в области персональных данных


Речь, в частности, идёт о двух законопроектах, которые корректируют положения, устанавливающие административную и уголовную ответственность, в целях снижения количества случаев «утечек» персональных данных:

  • № 502104-8 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части усиления ответственности за нарушение порядка обработки персональных данных)»;
  • № 502113-8 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации (в части установления ответственности за незаконные использование и передачу, сбор и хранение компьютерной информации, содержащей персональные данные)».

По мнению отрасли ЖКХ, основными пунктами, требующими изменений являются:

  • Исключить возможность наступления ответственности оператора персональных данных в отсутствие его вины, т.е. в случаях, когда оператор принял все необходимые технические, организационные и иные меры защиты информации, однако утечка данных наступила в результате целенаправленных неправомерных действий третьих лиц (хакерских атак).

По оценкам отрасли ЖКХ, сегодня практика показывает, что в результате неправомерных воздействий и хакерских атак возможен взлом любой даже самой защищенной информационной системы, включая информационные системы органов государственной власти. Несмотря на постоянную разработку и внедрение операторами дополнительных мер для усиления защиты информационных систем злоумышленники могут разрабатывать новые вредоносные программы для хакерских атак.

При этом в законопроекте отсутствуют четкие правовые рамки по вопросу о том, за какие именно действия (бездействия) возникает ответственность оператора. Такое положение может привести к нарушениям прав и законных интересов организаций, добросовестно исполняющих требования законодательства. Особенно с учетом того, что предлагаемый размер штрафов настолько существенен (до 15 млн. руб., а в случае повторных утечек – «оборотные» штрафы до 500 млн. руб.), что может привести к банкротству многих организаций - операторов персональных данных.

  • Избыточность установления административного наказания в виде «оборотных» штрафов.

Существенные негативные финансовые последствия для организаций в результате применения «оборотных» штрафов приведут к снижению их финансовых возможностей для инвестирования и могут вызвать еще большие проблемы, связанные с незащищенностью баз данных. При этом для части компаний такие «оборотные штрафы» могут поставить вопрос о целесообразности ведения деятельности как таковой, потому что размер указанных штрафов может превосходить размер чистой прибыли.

  • Введение дополнительных высоких штрафов приведёт к увеличению финансовой и административной нагрузки на организации сферы ТЭК и ЖКХ, а также существенно снизит их инвестиционную привлекательность.

Деятельность ресурсоснабжающих организаций является регулируемой. Следовательно, дополнение инвестиционных проектов регулируемых организаций мероприятиями по усилению защиты персональных данных потребует учёта таких затрат в тарифах на соответствующие ресурсы, а следовательно, приведёт к их увеличению.

  • Необходимо установить одинаковые размеры штрафов для государственных органов власти и коммерческих организаций, так как сейчас в законопроекте ответственность последних выше.

По мнению отрасли ЖКХ последствия утечки персональных данных явно не зависят от того, из каких информационных систем (государственных или коммерческих) произошла такая утечка. Штрафные санкции и ответственность должны быть сопоставимы (равны). 

Подробнее о предлагаемых изменениях законопроектов в коллективном письме предприятий сферы ЖКХ в адрес Госдумы >>



Новости


РАВВ прокомментировал газете «Коммерсант» подготовленные кабмином правила предоставления субсидий регионам на строительство и реконструкцию очистных сооружений в рамках нового федерального проекта «Вода России»

По данным Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения, в число проектов, которые смогут претендовать на финансирование государства, войдут только очистные сооружения первой категории негативного воздействия на окружающую среду – в общей сложности их 220 единиц. Поэтому география покрытия нового…

Подробнее


РАВВ вместе с Российской газетой рассмотрели новые требования к концессионерам в сфере ЖКХ, которые начнут действовать с сентября текущего года

Осенью вступает в силу принятый в феврале закон, ужесточающий требования к концессионерам в сфере ЖКХ. Среди ключевых нововведений: обязательная разработка инвестпрограмм, наличие опыта эксплуатации объектов коммунальной инфраструктуры, обязательная банковская гарантия для участия в конкурсе и оформление…

Подробнее


Кабмин утвердил правила предоставления субсидий регионам на строительство очистных сооружений в рамках федерального проекта «Вода России»

В ближайшие пять лет на возведение новых и реконструкцию действующих сооружений планируется направить около 70 млрд. рублей, в том числе почти 24 млрд. рублей – в течение трёх лет.

Подробнее


Минстрой России разъяснил ресурсоснабжающим организациям как возвращать излишне оплаченные потребителями коммунальные ресурсы на содержание общего имущества многоквартирного дома

Об этом говорится в письме ведомства от 04.06.2025 № 32320-ДН/04 «Об учете отрицательного объема коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме». В документе, в частности отмечается, что отрицательный объём коммунальных ресурсов на общедомовые…

Подробнее


РАВВ открыла регистрацию на XVII Конференцию водоканалов России

Российская ассоциация водоснабжения и водоотведения при поддержке Правительства Самарской области проводит с 25 по 29 августа 2025 года в Самаре XVII Конференцию водоканалов России.

Подробнее


Архив новостей Ассоциации >>