Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию совместно с Экспертным советом комитета, РАВВ и представителями НИИ, промышленных организаций, бизнеса провели совещание по проблемам использования платы за негативное воздействие на окружающую среду для реализации природоохранных мероприятий
Участники совещания отметили, что роль государственного регулирования в области охраны окружающей среды сводится к установлению ограничений, т.е. носит чисто административный характер. При этом экономические и рыночные инструменты в этой сфере развиты недостаточно. Бюджетное финансирование природоохранных мероприятий крайне низкое и имеет тенденцию к сокращению Характерно нецелевое использование поступающих в бюджет средств, носящих компенсационный и восстановительный характер.
Отдельное внимание обсуждения было уделено упразднению системы экологических фондов. По словам экспертов это привело к замедлению развития производственно-хозяйственного комплекса, обеспечивавшего строительство, реконструкцию, модернизацию природоохранных объектов.
Участники дискуссии также отметили, что в проекте бюджета РФ не представлены достаточные обоснования повышения эффективности использования средств платы за негативное воздействие на окружающую среду, не предложены решения вопросов целевого использования данного вида платежей, имеющих особое природоохранные назначение исходя из содержания платы.
Помимо этого, отсутствие возможности целевого использования средств платы за негативное воздействие на окружающую среду затрудняет реализацию требований законодательства РФ в части модернизации промышленных объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, препятствует переходу на наилучшие доступные технологии, отрицательно сказывается на темпах технического перевооружения предприятий, способствует отвлечению средств природопользователей на решение вопросов, не направленных на снижение негативного воздействия, что противоречит назначению платежей. Компенсационная функция платы за негативное воздействие на окружающую среду утрачена, что противоречит основным принципам охраны окружающей среды.
Эксперты пришли к выводу, что формирование экологических фондов для целевого финансирования природоохранных работ в условиях ограниченности возможностей федерального бюджета представляется более оправданным, чем прямое бюджетное финансирование. При этом до настоящего времени в РФ не создан механизм, являющийся альтернативой экологическим фондам, в связи с чем представляется целесообразным их восстановление в федеральном бюджете или бюджетах субъектов РФ для решения актуальных вопросов охраны и восстановления окружающей среды.
В своем выступлении исполнительный директор РАВВ Елена Довлатова сообщила, что принцип экономического стимулирования по снижению сбросов загрязняющих веществ в сточные воды предприятий – водопользователей, закрепленный постановлением Правительства РФ от 17.04.2013 № 347 «Об утверждении правил уменьшения платы за негативное воздействие на окружающую среду в случае проведения организациями, осуществляющими водоотведение, абонентами таких организаций природоохранных мероприятий», не может быть в полной мере реализован.
Основная проблема заключена в правоприменении: зачет можно осуществить только по каждому конкретному веществу и по тем мероприятиям, которые предусмотрены планом снижения сбросов, утвержденным в установленном порядке. При этом из суммы затрат на мероприятие необходимо выделить сумму, которая была направлена на снижение сбросов именно по этому веществу. Несоразмерность затрат на реализацию мероприятий по снижению сбросов конкретного показателя загрязняющих веществ и размера платы за НВОС по этому конкретному показателю дискредитирует саму идею стимулирования целевого расходования средств от платы за НВОС.
Постановление так же содержит ряд нечетко прописанных процедурных положений, что делает крайне затруднительным использование даже небольшого процента затрат на мероприятия по снижению сбросов загрязняющих веществ в сточных водах природопользователей.
По итогам совещания Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию представит рекомендации Правительству Российской Федерации, направленные на решение проблем нормативно-правового регулирования в области использования платы за негативное воздействие на окружающую среду для реализации природоохранных мероприятий.
Документ подписан между Российской ассоциацией водоснабжения и водоотведения, проектным офисом РАВВ ООО «РС Вода» и федеральным государственным бюджетным учреждением «Центр Лабораторного Анализа и Технических Измерений по Центральному федеральному округу» (ФГБУ «ЦЛАТИ по ЦФО»).
Зампред правительства рассказал в интервью РБК о модернизации коммунальной инфраструктуры, бизнесе в ЖКХ и необходимых шагах для развития этой отрасли.
Соответствующее благодарственное письмо было вручено первым заместителем председателя Комитета РСПП по экологии и природопользованию и председателем совета директоров «Еврохим» Игорем Нечаевым в рамках сегодняшнего отчётного заседания комитета.
Соответствующие изменения в основы ценообразования в сфере тепло-, водоснабжения и водоотведения внесены кабмином 17 декабря 2024 года №1810 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".
Во второй день деловой программы конференции-семинара РАВВ «Законодательный Новый Год» Федеральная антимонопольная служба представила новые подходы к регулированию тарифов и платы за подключение к централизованным системам водоснабжения и водоотведения.ФАС России рассказала о нововведениях в порядке…