Исполнительный директор РАВВ Елена Довлатова подвела итоги развития отрасли водоснабжения и водоотведения в 2023 году


Что больше всего запомнилось в прошлом году, что повлияло или еще повлияет на развитие сферы, в которой вы работаете?

Прежде всего, для нас важно, что в 2023 году отрасль водопроводно-канализационного хозяйства, несмотря на внешнеполитические сложности и определённую турбулентность в экономике, остаётся в фокусе внимания правительства. Все федеральные проекты, инструменты «Инфраструктурного меню», а также другие действующие программы поддержки, которые доступны для сферы водоснабжения и водоотведения, не претерпели никаких изменений и в полном объёме выполняются. Более того, в предпоследний год реализации федпроектов «Чистая вода» и «Оздоровление Волги» мы наблюдали рекордные темпы строительства и ввода в эксплуатацию новых объектов. При этом хорошую эффективность показали все виды льготных бюджетных займов, включая средства ФНБ и, введённые в 2023 году, специальные казначейские кредиты. В целом сфера ЖКХ сегодня включена в большинство программ господдержки по линиям разных ведомств и можно с уверенностью сказать, что на текущий момент больше половины проектов в рамках бюджетной поддержки развития коммунальной инфраструктуры относится именно к сфере водоснабжения, теплоснабжения и водоотведения.

Если говорить более конкретно, то из нашей совместной работы в 2023 году с министерствами, службами, агентствами и профильными комитетами верхней и нижней палаты парламента можно выделить следующие направления.

Активными темпами идёт подготовка к запуску нового федерального проекта по экологическому оздоровлению водных объектов страны, в рамках которого почти на всех бассейнах крупных рек с 2025 года будут реконструированы действующие или возведены новые очистные сооружения. Масштабная программа, большие планы по объёмам строительства инфраструктуры и объектов водоотведения во всех субъектах РФ. Водоканалы станут одними из главных исполнителей программы, именно на их проекты придётся большая часть бюджетного финансирования, поэтому мы возлагаем большие надежды на него.

За этот год в рамках специально созданной Минприродой России межведомственной рабочей группы по подготовке нового федпроекта, куда входят 13 ФОИВ, были проработаны критерии отбора и финансирования мероприятий по строительству и модернизации очистных сооружений, созданию ливневых канализаций, подходы к решению проблем с диффузным стоком. Важно, что совместными усилиями РАВВ, Минстроя России, Минприроды России и Главгосэкспертизы мы постарались практически полностью исключить ошибки, которые были допущены при возведении очистных сооружений в рамках оздоровления Волги: пересмотрели подходы к проектированию, строительству, пуско-наладке и эксплуатации таких объектов. Уверена, что качество возводимых сооружений и эффективность вложения бюджетных средств по новому федеральному проекту будут существенно выше.

Новый проект – это большой вызов для отрасли. Он способствует решению в том числе и смежных проблем, например, развитию российских технологий по очистке сточных вод, без которых невозможно двигаться дальше. В этом направлении многое сделано с Минпромторгом России. Создана номенклатура отечественного оборудования, нашим разработчикам для открытия новых и модернизации действующих производств доступны практически все меры поддержки ведомства по линии Фонда развития промышленности, Российского экспортного центра, Корпорации развития малого и среднего предпринимательства и т.д. Мы видим результаты. Российские отраслевые производители оборудования пользуются этими инструментами, расширяют своё производство, модернизируют свои станки, улучшают качества своей продукции. Это важно, так как мы почти на 40% зависели от импорта, ушедшего с нашего рынка.

Отдельно стоит отметить, что в рамках поиска альтернативного оборудования ушедших брэндов в 2023 мы наладили взаимодействие с Китаем. В рамках заключённого соглашения РАВВ и крупнейшей китайской ассоциацией водоснабжения и водоотведения мы разрабатываем совместную дорожную карту по участию в важных отраслевых мероприятиях двух стран, обмену лучшими практиками управления, развития и модернизации водоканалов, а также опытом разработки и внедрения новых технологий и цифровых решений.

Вместе с Минприроды России мы также движемся вперёд и по части совершенствования природоохранного законодательства. Одна из самых сложных тем – это получение комплексных экологических разрешений и переход на технологическое нормирование. На текущий момент 230 очистных сооружений находятся в перечне объектов негативного воздействия на окружающую среду, которые не получили комплексные экологические разрешения. Из них 148 относятся к водоканалам, остальные 82 объекта собирающих и обрабатывающих сточные воды находятся в составе других промышленных и коммунальных предприятий. Всего же в списке не получивших КЭР объектов – 5668. В рамках созданного по поручению вице-премьера Виктории Абрамченко штаба по получению КЭР занимаемся практически в ручном режиме по каждому объекту, который относится к сфере водопроводно-канализационного хозяйства.

Важно, что в 2023 году, кабмин снова пошёл нам на встречу и согласился продлить действие разрешений на выбросы и сбросы загрязняющих веществ, выданные по объектам негативного воздействия I категории, до 2025 года. Это поможет нам в течение следующего года оперативно двигаться к переходу на технологическое нормирование и получению комплексных экологических разрешений.

Помимо этого, не можем не отметить ряд точечных изменений для отрасли, сделанных с коллегами из Минстроя России и ФАС России, которые помогли во-первых, запустить процесс отмены для водоканалов необходимости разработки производственных программ, во-вторых, упростить условия изменения концессионных соглашений в части переноса сроков выполнения мероприятий или их замену, в-третьих, повысить в следующем году на 1,22-2,44% минимальную норму доходности инвестированного капитала для тарифов, рассчитанных методом RAB, в-четвёртых, получить субсидии из бюджета на плату концендента в соответствующих концессионных проектах по нашей отрасли, в-пятых, включить в тарифы расходы водоканалов на цифровизацию объектов водоснабжения и водоотведения.

Также важно обратить внимание на нашу научно-исследовательскую деятельность в 2023 году. Здесь надо отметить, что мы разработали в рамках НИР для Министерства ЖКХ Московской области эффективную модель обработки, утилизации и снижения объёмов осадка сточных вод с алгоритмом включения таких затрат в тариф водоканалов. Важная работа, так как проблема обращения с осадком сточных вод всегда была сложной для водоканалов, практически не финансируемой. Объёмы осадка формируются колоссальные, хранить его практически негде, так как нужны большие площади для его переработки, помимо этого, ещё и много экологических проблем. Поэтому вместе с этой работой мы в перспективе получим успешный кейс, который можно будет тиражировать на другие субъекты РФ. Ведь здесь важно ещё и то, что мы стремимся использовать осадок сточных вод в качестве побочного продукта, который можно применять в дальнейшем в строительстве, сельском хозяйстве и дорожных работах.   

Каких изменений ждете или на какие надеетесь в предстоящем году?

Мы надеемся, прежде всего, что конструктивный диалог и поддержка отрасли водоснабжения и водоотведения со стороны государства в следующем году будет, как минимум, на том же уровне. В принятом бюджете страны на 2024 год на ЖКХ предусмотрено 881 млрд. рублей. Поэтому уверены, что это позволит продолжить реализацию программ по модернизации коммунальной инфраструктуры, включая все инструменты «Инфраструктурного меню».

Между тем мы планируем, что Минпромторг России также пойдёт нам на встречу в следующем году и расширит программу «Улучшение экологической обстановки», которая финансируется за счёт средств Фонда технологического развития, на водоканалы. Сегодня деньги по этой программе предоставляются только промышленным предприятиям на реализацию природоохранных мероприятий по льготным кредитным ставкам. Надеемся, что нам удастся убедить Минпромторг России и в отрасли появится ещё один инструмент длинных займов с низкой кредитной ставкой.  

Продолжим работу с ФАС России по повышению эффективности использования средств внутри тарифов в нашей отрасли. Нам важно получить возможность относить к неподконтрольным расходам средства, затраченные на ремонты, оплату труда и страховые взносы на обязательное социальное страхование. Тогда регулятор не будет ежегодно снижать расходы наших предприятий по данным статьям на 1-5% в соответствие с индексом эффективности операционных расходов. Важно также добиться от регулятора возможности использования нормативной прибыли на целевое обучение кадров и включения в тариф программ социального развития водоканала. Решение позволит привлечь новых молодых сотрудников, которых сейчас катастрофически не хватает, а также повысить привлекательность работы на наших предприятиях.  

Помимо этого, уделим внимание в следующем году проблемам дебиторской задолженности. Сегодня у нас есть большие проблемы с доступом к персональным данным неплательщиков, из-за чего мы не может обращаться в суд за взысканием долгов. Такая правовая коллизия сложилась в прошлом году

и мы ожидаем, что она ещё больше усугубит ситуацию с низкой платёжной дисциплиной в отрасли, в результате которой мы можем недополучить за коммунальные услуги в текущем году более 90 миллиардов рублей.    

Какую главную задачу перед собой ставите, что хотите изменить в вашей сфере в предстоящем году?

У нас много задач точечных и системных, которые постепенно реализуются. Сложной остаётся наша инициатива по предоставлению налоговых льгот для отрасли. Казалось бы, очень правильная и нужная инициатива – снизить налог на имущество для вновь построенных или модернизированных объектов водоканала. Суммы огромные для предприятий. После ввода в эксплуатацию, например, очистных сооружений, мы выплачиваем кредиты, займы, а в нагрузку ещё и новый налог на имущество получаем. Экономика отрасли такого не выдерживает. В итоге мы обосновываем цифрами, доказываем, что нет в тарифе дополнительных средств, показываем убытки, предлагаем растянуть налог на более длительный срок, но диалог с Минфином России всегда сложный. Надеемся, что и здесь всё-таки добьёмся результата.

Второй важный момент, на который необходимо обратить внимание, это акцент, который сегодня делает кабмин на развитие технологий по очистке сточных вод. Вице-премьер Виктория Абрамченко совершенно правильно определила эту задачу, как одну из ключевых для правительства, которой необходимо заниматься уже сейчас, чтобы добиться главных целей нового федерального проекта по экологическому оздоровлению водных объектов. Мы всецело поддерживаем это направление работы и обязательно впишем его в повестку VIII Всероссийского водного конгресса и её выставочной экспозиции VODEXPO, которые пройдут в следующем году с 18 по 20 июня в Москве, в ЦВК «Экспоцентр».



Новости


ФАС России подготовила большой проект поправок в Основы ценообразования, условия изменения концессионных соглашений и инвестпрограмм в сфере водоснабжения и водоотведения

Российская ассоциация водоснабжения и водоотведения собрала ключевые изменения и правки, разработанного Федеральной антимонопольной службы документа.

Подробнее


Минстрой России поддержал предложение РАВВ и других отраслевых ассоциаций о приостановке требования по уведомлению должников о взыскании с них в судебном порядке неплатежей за услуги ЖКХ

Соответствующая норма начала действовать с сентября текущего года на основе ранее внесённых изменений в статью 124 Гражданского процессуального кодекса РФ. Согласно принятым изменениям к заявлению о вынесении судебного приказа необходимо прикладывать уведомление о вручении взыскателем должнику копии…

Подробнее


РАВВ выступает за продление на год водоканалам всей разрешительной документации в области природопользования

В рамках проекта готовящихся изменений Постановления Правительства РФ от 12.03.2022 N 353 "Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации" Ассоциация предложила включить три ключевых пункта:

Подробнее


РАВВ направила в кабмин предложения по изменению проекта правил предоставления субсидий из федерального бюджета на модернизацию коммунальной инфраструктуры

По мнению Ассоциации, в подготовленном Минстроем России документе содержится ряд невыполнимых и нецелесообразных требований к субъектам РФ, которые существенно ограничивают возможность получения регионами федеральных субсидий на обновление сетей и объектов ЖКХ.

Подробнее


Правила предоставления субсидий из федерального бюджета на модернизацию коммунальной инфраструктуры изменятся

Соответствующие изменения подготовил Минстрой России. Проектом документа вводится ряд целевых критериев и обязательных условий для регионов, на основе которых будут выделяться средства на обновление сетей и объектов ЖКХ.

Подробнее


Архив новостей Ассоциации >>