РАВВ

РАВВ о ветхих трубах, тарифах, последствиях крупнейшей аварии в Волгограде и других проблемах водоканалов в интервью издательскому дому «Новые Отраслевые Медиа» для проекта Управдом ЖКХ


1. Российские сети водоснабжения и водоотведения – одни из самых крупных в мире. А в каких еще странах такие сложные и протяженные участки, как у нас?

Если сравнивать площадь нашей страны и масштаб инфраструктуры водоснабжения и водоотведения, то назвать её одной из самых крупных в мире довольно сложно. Так, например, на 17 миллионов квадратных километров мы имеем более 575 тысяч километров водопроводных сетей и всего 200 тысяч километров канализационных сетей. В свою очередь США при значительно меньшей площади территории страны (около 10 миллионов квадратных километров) имеет 2,9 миллионов км. труб водоснабжения и 1,9 миллиона км. труб водоотведения.

2. В 2021 Минстрой приводил оценку, что потери воды из-за изношенности сетей в стране составляют 22,9%. Как сейчас обстоят дела? Какой процент сетей ХВС, ГВС и канализации нуждается в замене на сегодня? Счетная палата и многие другие эксперты отмечали, что темпы замены недостаточны. Тогда какой прогноз?

Высокий износ инфраструктуры и как следствие большие потери ресурса присутствуют не только в отрасли водоснабжения и водоотведения, но и в других коммунальных отраслях. Водопроводно-канализационное хозяйство обновляется и модернизируется небыстро. К сожалению, мы по-прежнему находимся в диапазоне чуть более 1% от общей протяжённости сетей по темпам замены труб водопровода и менее одного процента по канализации.  Если говорить конкретнее, то по итогам 2022 года нуждаются в замене чуть больше 43% сетей водоснабжения и 46% водоотведения. По утечкам также пока не удаётся выйти из коридора 22-23%, в частности, по водопроводу. Но вместе с тем существенно сократилось количество аварий на 100 км. сетей по водоснабжению до 6, по канализации до 3, в то время как ранее эти цифры составляли 10 и выше по тем и другим сетям. 

Причин здесь много: от экономически необоснованного тарифного регулирования до излишне высоких природоохранных требований и постоянно меняющегося отраслевого законодательства. По сути, если решить первую проблему, то остальные две было бы проще пережить водоканалам. Очевидно, что всё начинается с экономики, которой в отрасли сегодня нет. Из-за экономически необоснованных тарифов (вода за куб – 36,29 р., канализация за куб – 31,39 р.) рентабельность в сфере водоснабжения и водоотведения который год подряд отрицательная - минус 1,44%. Финансовые результаты в цифрах по итогам 2022 года ещё нагляднее минус - 7,28 миллиарда. Стоимость оказываемых населению услуг никак не покрывает затраты водоканалов. Плюс к этому можно прибавить экономические провалы в отрасли за последние 10 лет, связанные с темпами роста тарифов ниже инфляции. Такие колебания были в 2014, 2016, 2020 гг, которые серьёзно подорвали и без того слабое финансовое положение сферы водоснабжения и водоотведения.

Помимо этого, не стоит забывать, что требования к сбросам сточных вод в России одни из самых строгих в мире. Добиться качества очистки воды на 100% соответствующих рыбохозяйственным нормативам практически невозможно. С учётом изношенности инфраструктуры и низких тарифов водоканалы обречены на регулярные штрафы за сверхнормативный сброс и ущерб водному объекту. Как не трудно догадаться такое положение дел не идёт на пользу развития отрасли, а прямо наоборот приводит к её деградации. 

3. После крупнейшей коммунальной аварии в Волгограде, когда случилось обрушение канализационного коллектора, водоснабжение города перешло под контроль региона. Насколько правильная стратегия забирать сети у частных компаний и передавать их на контроль властей? Может ли такая крупная авария повториться и спасут ли нас муниципальные водоканалы?

Позиция РАВВ по данному вопросу однозначная: дело не в форме собственности предприятия, а в кадрах, причём не только на водоканале, но и на уровне муниципалитета и субъекта. Ассоциация объединяет организации ВКХ из всех федеральных округов РФ со всеми существующими сегодня формами собственности МУП, ГУП, под управлением частных операторов. Есть примеры успешной работы везде.

Первая составляющая - это профессиональная команда, она может многое, зачастую даже выйти из минуса по рентабельности. Вторая составляющая – это компетентность органов местного самоуправления и правительства. В нашей практике десятки примеров, когда губернаторы, главы городов, местные регуляторы настолько погружены в проблемы водоканалов, что система водоснабжения и водоотведения того или иного региона становится предметом их гордости и больших достижений. Наличие чистой воды и рек в субъекте зачастую связывают с заслугами не только водоканалов, но власти, которая помогает добиться правильных решений на местах. Во многом именно от власти зависит эффективное участие в федеральных проектах, получение льготных кредитов и займов из бюджета и многое другое.         

4. Можно ли говорить про дефицит кадров в водоснабжении? Насколько хорошо Водоканалы укомплектованы аварийными бригадами и где есть провалы? Можете ли привести цифры?

С кадрами, к сожалению, вопросов много. Прежде всего, проблема в очень низких заработных платах у рабочего персонала. Они ниже, чем в других отраслях на 30-40%. Зачастую предприятие просто не имеет возможности повысить оклады работников, потому что зарплатный фонд «съест» весь рост тарифа, который ежегодно устанавливает государство. Увеличим зарплаты, не впишемся в предельный индекс и регулятор «порежет» другие статьи затрат, которые критически важны для предприятия. Отсюда низкий интерес новых кадров к отрасли, молодёжь не идёт работать за такие деньги, возраст персонала растёт. РАВВ обсуждает в настоящий момент с правительством расширение возможности использования нормативной прибыли на целевое обучение кадров с обязательным условием отработки на предприятии не менее трёх лет, а также возможность переноса затрат на заработную плату производственного персонала в неподконтрольные расходы.

5. Не можем обойти вопрос предоставления коммунальных услуг. В правилах (№ 354) есть большой перечень оснований для перерасчета за некачественные услуги по вине ресурсника. Но фактически перерасчет дают в редких или в исключительных случаях (как было после прошлогодней аварии в Волгограде). Почему так происходит и как изменить ситуацию с контролем, чтобы за некачественную воду или ее отсутствие все получали перерасчет автоматом. Можно ли считать, что основания для перерасчета потребителям устарели? Например, за каждый час отключения воды сумма перерасчета 0,15%. Не мало ли это?

Во всех случаях оказания некачественных услуг надо разбираться предметно. Зачастую потребители, открывая кран и видя какие-либо изменения органолептических свойств воды (цветность, запах, мутность, вкус), винят водоканал и требуют перерасчёта. В действительности причины некачественной воды могут быть связаны вовсе не с работой ресурсоснабжающей организации, а с, например, управляющей компанией, которая вовремя не провела ремонт внутридомовых труб. Население в большинстве случаев не знает о распределении ответственности за качество питьевой воды между водоканалами и управляющими компаниями. И если первые обеспечивают качество в магистральных и внутриквартальных водопроводах, то вторые во внутридомовых сетях многоквартирного дома. Их изношенное состояние также приводит к оказанию некачественной услуги.

При этом надо не забывать, что руководители водоканалов несут личную ответственность, вплоть до уголовной, за происшествия, связанные с предоставлением некачественной питьевой воды. Производственный контроль на отраслевых предприятиях ведётся регулярно на всех этапах водоподготовки: от источника водоснабжения до подачи в сеть. Лаборатории ведут мониторинг состояния воды ежедневно, они все аккредитованы и результаты их анализов достоверны. При выходе с водоканала вода всегда отвечает всем требованиям САНПИН, т.е. она безопасна и безвредна для здоровья. Вместе с тем, безусловно, превышения по тем или иным показателям санитарных норм и правил могут присутствовать. Но каждый такой случай – это не тайна, которая скрывается, а урегулированное с Роспотребнадзором мероприятие. Водоканал публично сообщает об ухудшении качества воды в связи с аварией, с проведением ремонтных работ или модернизацией оборудования. Надзорные органы уведомляются о факте превышения требований САНПИН, если таковые имеют место быть, с ними согласовывается план-график доведения воды до необходимых нормативов.

Помимо этого, в вопросе перерасчётов за некачественные услуги всегда надо смотреть и на другую сторону проблемы. Потребитель получает качественную услугу, если полностью и в срок её оплачивает. Что мы видим на практике? По итогам 2022 года граждане не заплатили водоканалам за оказанные услуги почти 80 миллиардов рублей при выручке всей отрасли за тот же период в 505 млрд. рублей. И по прогнозам, основанным на статистике последних трёх лет, в 2023 году мы увидим задолженность от населения в 90 миллиардов. Помимо этого, надо не забывать, что никаких рычагов влияния на платёжную дисциплину у водоканалов нет – прекращать подачу воды законодательно запрещено. Поэтому в вопросе перерасчётов и обвинений в предоставлении некачественных услуг надо всегда смотреть на причинно-следственные связи, указанные выше. 



Новости


РАВВ направила в Счётную палату РФ предложения по совершенствованию законодательства в части привлечения частных инвестиций в модернизацию коммунальной инфраструктуры на основе концессионных соглашений

Предложения РАВВ будут включены в итоговые рекомендации Счётной палаты Российской Федерации по улучшению инвестиционного климата в коммунальной сфере, которые формируются на основе результатов проверки хода модернизации инфраструктуры ЖКХ за счёт бюджетных средств и состоявшихся стратегических сессий…

Подробнее


Глава Минцифры России Максут Шадаев сообщил, что сфера ЖКХ остаётся наименее цифровизированной

Для решения этой проблемы предлагается внедрить шесть проектов: Прозрачный коммунальный ресурс. Он будет оценивать разумность и обоснованность инвестпрограмм ресурсоснабжающих организаций. Цифровая аварийно-диспетчерская служба. Тут будет вся информация по заявкам и цифровые договоры управления/поставки…

Подробнее


Вице-премьер Дмитрий Патрушев поручил создать единую правительственную комиссию по вопросам охраны и использования природных ресурсов

Новый координационный орган кабмина объединит под своим началом вопросы природопользования и охраны окружающей среды, развития лесного и водохозяйственного комплексов, которые ранее были закреплены за другими правительственными комиссиями.

Подробнее


РАВВ: Минпромторг России просит оценить возможные издержки для производителей водоочистного оборудования в случае принятия ведомством критериев отнесения их продукции к российской

Напомним, что Минпромторг России при участии РАВВ разработал проект бальной системы подтверждения производства водоочистного оборудования на территории Российской Федерации, которая позволит признавать его отечественным и получать ряд преференций при государственных тендерах и закупках.

Подробнее


РАВВ приняла участие в работе стратегической сессии «ЖКХ: приоритеты-2030»

Сессия состоялась сегодня в рамках программы саммита деловых кругов «Сильная Россия», который является одним из крупнейших деловых мероприятием по вопросам инфраструктурного развития страны.

Подробнее


Архив новостей Ассоциации >>