
По мнению РАВВ, промабоненты водоканалов могут выйти из-под природоохранного регулирования и надзора в случае отнесения их к IV категории НВОС. При этом у предприятий водопроводно-канализационного хозяйства не останется никаких дополнительных рычагов контроля таких абонентов при несоблюдении ими требований к сбросам сточных вод в централизованные системы водоотведения.
Об этом сообщила руководитель экологического департамента РАВВ Наталья Политова в ходе круглого стола, организованного рабочей группой по Объектам негативного воздействия на окружающую среду с участием секции Охраны водных объектов научно-технического совета Росприроднадзора.
В рамках обсуждения промышленность предложила относить все сбросы сточных вод в централизованные системы водоотведения к IV категории негативного воздействия на окружающую среду. В свою очередь Ассоциация напомнила, что если бы промабоненты были все добросовестными и не сбрасывали вещества, которые наносят вред водным объектам, сетям водоотведения и очистным сооружениям, то с такой позицией можно было бы согласится. Но практика показывает ровно противоположное – промышленность регулярно нарушает нормативы по сбросам в ЦСВО и зачастую отказывается добровольно оплачивать наносимый инфраструктуре водоканалов и водному объекту вред. Помимо этого, споры с недобросовестными абонентами, в случае их отнесения к IV категории НВОС, будут проходить только в рамках гражданско-правовых отношений без дополнительного рычага воздействия на них в виде государственного контроля со стороны надзорных органов.
Росприроднадзор согласился с позицией РАВВ и призвал промышленность соблюдать установленные для них нормативы состава сточных вод перед сбросом в сети водоканала.
Также строительной отраслью был поднят вопрос о различающейся по субъектам РФ практики применения категорирования и постановки на государственный учет Объектов НВОС. Ассоциация напомнила, что аналогичная ситуация происходит и в отрасли водопроводно-канализационного хозяйства. При совместной постановке на государственный учет очистных сооружений и канализационных насосных станций требуется постоянная актуализация сведений о них в реестре объектов негативного воздействия на окружающую среду и соответственно переработка всей разрешительной природоохранной документации. В свою очередь это влечет за собой дополнительные не обоснованные организационные, финансовые и временные издержки, которые не учитываются в тарифе организаций водоснабжения и водоотведения.
Об этом говориться в ответном письме ведомства в адрес РСПП, который ранее направил обращение в министерство с оценкой последствий для бизнеса и отрасли ЖКХ введения комплекса новых ставок платы за сбросы и выбросы загрязняющих веществ. Расчёты повышения соответствующих платежей для водоканалов были представлены РАВВ.
В Высшей школе экономики состоялся дискуссионный экспертный форум, одним из главных событий которого стал круглый стол «Инвестиционная политика в сфере коммунального хозяйства». В мероприятии приняли участие представители Минэкономразвития России, ФАС России, региональные регуляторы, профильные отраслевые союзы и объединения.
По информации РАВВ, рассматриваемый РАН проект существенно отличается от поворота Северных и Сибирских рек времен СССР. Если в советском союзе речь шла о буквальной переброске рек (существенной части стока) в Среднюю Азию, т.е. фактически «к разбазариванию» воды с огромными потерями, то в современном варианте речь идёт о закрытой в трубопроводной системе транспортировке воды без существенных потерь ресурса.