Об этом сообщила исполнительный директор Ассоциации Елена Довлатова в ходе стратегической сессии «Реализация механизмов государственно-частного партнерства в водохозяйственном комплексе», которую провела Счётная палата Российской Федерации в рамках аудита использования средств федерального бюджета на выполнение мероприятий по строительству и реконструкции объектов питьевого водоснабжения и водоподготовки.
По словам руководителя РАВВ, в малых городах фактически нет источников возврата инвестиций. Предпринимательская прибыль практически отсутствует и она, как правило, входит в финансовую модель в рамках концессии, а амортизация срезается четырёхпроцентным предельным индексом платы граждан. В итоге в совокупности с низкой валовой выручкой любые вложения финансовых средств в систему водоснабжения и водоотведения малых городов становятся нерентабельными.
В случае с применением так называемой операционной концессией в малых городах инвестиционный ресурс может быть получен из экономии: снижение издержек, оптимизация технологических процессов, выход на оптовый рынок электроэнергии, снижение сбытовой надбавки и т.д. В этом случае за счёт эффективных технических, административных, управленческих и кадровых решений можно добиться высвобождение дополнительных финансовых средств на поддержку работоспособности предприятия.
При этом по мнению РАВВ, даже в случае с операционной концессией в малых городах реализовать крупные проекты, например по строительству очистных сооружений, за счёт высвободившихся благодаря экономии средств, не получится. Такие проекты капиталоёмкие и они потребуют дополнительного финансирования. И хотя в этом случае можно было бы рассчитывать на кредиты, но банки не готовы давать займы водоканалам малых городов, потому что у них очень маленькая выручка (НВВ) и отсутствует залоговая база.
Альтернативой банковским кредитам могли бы стать гарантии муниципального образования или субъекта, но зарезервировать в их бюджетах соответствующие средства практически невозможно. В итоге любые крупные проекты по водоснабжению и водоотведению в масштабах малых городов могут быть реализованы только с помощью федеральных проектов.
Помимо этого, Елена Довлатова отметила, что все концессионеры независимо от того в каких городах они работают больших или маленьких подвержены серьёзным экологическим рискам с точки зрения выполнения требований природоохранного законодательства, у них отсутствует возможность получения бюджетной поддержки в рамках федеральных проектов и есть большие сложности с изменением долгосрочных параметров регулирования. Все эти факторы негативно влияют на стабильность и эффективность реализации концессионных соглашений в сфере водоснабжения и водоотведения.
Предложения РАВВ будут включены в итоговые рекомендации Счётной палаты Российской Федерации по улучшению инвестиционного климата в коммунальной сфере, которые формируются на основе результатов проверки хода модернизации инфраструктуры ЖКХ за счёт бюджетных средств и состоявшихся стратегических сессий…
Для решения этой проблемы предлагается внедрить шесть проектов: Прозрачный коммунальный ресурс. Он будет оценивать разумность и обоснованность инвестпрограмм ресурсоснабжающих организаций. Цифровая аварийно-диспетчерская служба. Тут будет вся информация по заявкам и цифровые договоры управления/поставки…
Новый координационный орган кабмина объединит под своим началом вопросы природопользования и охраны окружающей среды, развития лесного и водохозяйственного комплексов, которые ранее были закреплены за другими правительственными комиссиями.
Напомним, что Минпромторг России при участии РАВВ разработал проект бальной системы подтверждения производства водоочистного оборудования на территории Российской Федерации, которая позволит признавать его отечественным и получать ряд преференций при государственных тендерах и закупках.
Сессия состоялась сегодня в рамках программы саммита деловых кругов «Сильная Россия», который является одним из крупнейших деловых мероприятием по вопросам инфраструктурного развития страны.