Об этом сообщила исполнительный директор Ассоциации Елена Довлатова в ходе стратегической сессии «Реализация механизмов государственно-частного партнерства в водохозяйственном комплексе», которую провела Счётная палата Российской Федерации в рамках аудита использования средств федерального бюджета на выполнение мероприятий по строительству и реконструкции объектов питьевого водоснабжения и водоподготовки.
По словам руководителя РАВВ, в малых городах фактически нет источников возврата инвестиций. Предпринимательская прибыль практически отсутствует и она, как правило, входит в финансовую модель в рамках концессии, а амортизация срезается четырёхпроцентным предельным индексом платы граждан. В итоге в совокупности с низкой валовой выручкой любые вложения финансовых средств в систему водоснабжения и водоотведения малых городов становятся нерентабельными.
В случае с применением так называемой операционной концессией в малых городах инвестиционный ресурс может быть получен из экономии: снижение издержек, оптимизация технологических процессов, выход на оптовый рынок электроэнергии, снижение сбытовой надбавки и т.д. В этом случае за счёт эффективных технических, административных, управленческих и кадровых решений можно добиться высвобождение дополнительных финансовых средств на поддержку работоспособности предприятия.
При этом по мнению РАВВ, даже в случае с операционной концессией в малых городах реализовать крупные проекты, например по строительству очистных сооружений, за счёт высвободившихся благодаря экономии средств, не получится. Такие проекты капиталоёмкие и они потребуют дополнительного финансирования. И хотя в этом случае можно было бы рассчитывать на кредиты, но банки не готовы давать займы водоканалам малых городов, потому что у них очень маленькая выручка (НВВ) и отсутствует залоговая база.
Альтернативой банковским кредитам могли бы стать гарантии муниципального образования или субъекта, но зарезервировать в их бюджетах соответствующие средства практически невозможно. В итоге любые крупные проекты по водоснабжению и водоотведению в масштабах малых городов могут быть реализованы только с помощью федеральных проектов.
Помимо этого, Елена Довлатова отметила, что все концессионеры независимо от того в каких городах они работают больших или маленьких подвержены серьёзным экологическим рискам с точки зрения выполнения требований природоохранного законодательства, у них отсутствует возможность получения бюджетной поддержки в рамках федеральных проектов и есть большие сложности с изменением долгосрочных параметров регулирования. Все эти факторы негативно влияют на стабильность и эффективность реализации концессионных соглашений в сфере водоснабжения и водоотведения.
По данным Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения, в число проектов, которые смогут претендовать на финансирование государства, войдут только очистные сооружения первой категории негативного воздействия на окружающую среду – в общей сложности их 220 единиц. Поэтому география покрытия нового…
Осенью вступает в силу принятый в феврале закон, ужесточающий требования к концессионерам в сфере ЖКХ. Среди ключевых нововведений: обязательная разработка инвестпрограмм, наличие опыта эксплуатации объектов коммунальной инфраструктуры, обязательная банковская гарантия для участия в конкурсе и оформление…
В ближайшие пять лет на возведение новых и реконструкцию действующих сооружений планируется направить около 70 млрд. рублей, в том числе почти 24 млрд. рублей – в течение трёх лет.
Об этом говорится в письме ведомства от 04.06.2025 № 32320-ДН/04 «Об учете отрицательного объема коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме». В документе, в частности отмечается, что отрицательный объём коммунальных ресурсов на общедомовые…
Российская ассоциация водоснабжения и водоотведения при поддержке Правительства Самарской области проводит с 25 по 29 августа 2025 года в Самаре XVII Конференцию водоканалов России.