РАВВ рассказала о критериях и условиях отбора проектов по строительству и реконструкции очистных сооружений в рамках нового федерального проекта по экологическому оздоровлению водных объектов


На состоявшемся сегодня в Минприроды России третьем заседании Межведомственной рабочей группы по вопросу формирования объединённого федерального проекта по оздоровлению водных объектов, которое провёл замглавы ведомства Павел Барышев, обсудили критерии и подходы к модернизации, строительству и реконструкции очистных сооружений.

Исполнительный директор РАВВ Елена Довлатова рассказала о прорабатываемых в настоящий момент вместе с Минстроем России критериях отбора, условиях финансирования и общих подходах к обновлению очистных сооружений по новому федеральному проекту. Среди сформированных предложений:

  • Во-первых, разделить очистные сооружения по мощности, состоянию (степени загрязнённости) сбрасываемого ими стока и мероприятиям, которые требуется реализовать для повышения их эффективности.
  • Во-вторых, в обязательном порядке предусмотреть участие регионов в реализации проектов (софинансирование). Несмотря на то, что бюджетная обеспеченность у субъектов разная и есть дотационные территории, но их вклад необходим. Если регион участвует своими средствами в проекте, то у него другое отношение к деньгам и их трате. В противном случае есть риск появления необоснованно раздутых проектов и неэффективного использования федерального финансирования.
  • В-третьих, проектно-сметная документация на строительство и/или реконструкцию очистных сооружений должна быть сделана за счёт региона. Это будет наглядной демонстрацией субъекта его серьёзности и заинтересованности заниматься проектом и получить результат.
  • В-четвёртых, в новый федеральный проект необходимо включить риск-ориентированный подход. Регионы должны сами оценить, какие объекты требуют большего внимания, какой вклад они вносят в загрязнение водного объекта, а затем расставить приоритеты и сформировать очередность их реконструкции / обновления с учётом риск-ориентированного подхода.
  • В-пятых, необходимо чётко сформулировать требования к строительству очистных сооружений и нормативному регулированию. Сегодня на практике есть реальные разночтения по нормативам к сбросам сточных вод в водные объекты. С одной стороны, есть перечень и значения технологических показателей наилучших доступных технологий (НДТ), но на практике необходимо соблюдать показатели рыбхоза. Из-за этого проектировщики зачастую не понимают на что им ориентироваться. При этом разница в стоимости очистных сооружений, спроектированных по рыбхозу минимум на 30% выше, чем по НТД. Аналогичная проблема есть сейчас в федеральном проекте «Оздоровление Волги» и её не нужно повторять.
  • В-шестых, необходимо обратить внимание и на этапе формирования нового федерального проекта решить проблему отсутствия ответственных лиц за пусконаладку очистных сооружений. Проблема существует давно и никак до сих пор не решена. Сегодня есть ответственные лица только за проектирование и стройку, а пуско-наладка нормативно ни за кем не закреплена. Из-за этого по стране есть много примеров, где построены дорогие очистные сооружения, вложены бюджетные средства, а запустить их годами не могут.   

Помимо этого, исполнительный директор РАВВ Елена Довлатова предложила на базе созданного в Ассоциации центра оценки квалификации для проектировщиков провести курс по разъяснению того, как работать по новой федеральной программе, какие критерии закладывать в проекты, на какие нормативы, требования, показатели и технические характеристики ориентироваться и многое другое. По мнению РАВВ, проектировщиков надо готовить заранее, это первичное звено от которого будет зависеть эффективность дальнейшей работы.        



Новости


РАВВ совместно с отраслевыми союзами и объединениями ЖКХ просят кабмин не запрещать массовые автоматические телефонные звонки потребителям коммунальных услуг

Соответствующие ограничения вступают в силу с 1 сентября 2025 г. на основании принятых изменений в Федеральный закон от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи». Документ вводит ряд существенных ограничений и дополнительных условий для совершения массовых и (или) автоматических телефонных вызовов, которые не могут…

Подробнее


РАВВ прокомментировала результаты исследования Счётной палаты концессий в сфере ЖКХ

Главным выводом аудитора стал тезис о том, что концессии, несмотря на их активное применение в отрасли ЖКХ, пока не стали эффективным инструментом привлечения инвестиций в коммунальную инфраструктуру. Такие соглашения сегодня зачастую формальны, не ориентированы на улучшение качества услуг, а реализация…

Подробнее


РАВВ: водоканалам разрешили утвердить новую или скорректировать действующую инвестпрограмму на 2025 год и пересмотреть тарифы с 1 июля 2025 года

Соответствующие изменения в Основы ценообразования и Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения вступили в силу вчера 27 мая 2025 года Постановлением Правительства РФ № 732. Такой шаг позволит пересмотреть тарифы и при необходимости увеличить их выше предельных индексов платы…

Подробнее


РАВВ приняла участие в заседании Экспертного совета Фонда развития территорий

Участники заседания обсудили актуальные вопросы работы коммунальной инфраструктуры в России. Заместитель генерального директора проектного офиса Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения Елена Воронцова рассказала о необходимых регуляторных и организационных шагах для отрасли водопроводно-канализационного…

Подробнее


Плата за негативное воздействие на окружающую среду и возмещение причинённого ущерба остаются главными статьями пополнения бюджета Росприроднадзором

Так в 2024 году, благодаря активной деятельности ведомства, в бюджетную систему РФ поступило 32,3 млрд. руб., из которых 22,3 млрд. руб. пришлось на плату за НВОС и почти 4 млрд. руб. на возмещение вреда окружающей среде. Замыкает список «доходных» статей экологический сбор 3,7 млрд. рублей.

Подробнее


Архив новостей Ассоциации >>