Этот показатель выше в 2,5 раза по сравнению с 2022 годом, тогда на эти цели было потрачено 170 млрд руб. В этом году такой объём финансирования складывается из всех мероприятий, касающихся ЖКХ, в том числе в рамках национальных проектов, механизмов поддержки в виде инфраструктурных бюджетных кредитов и запущенной с этого года комплексной программы модернизации коммунальной отрасли.
Вместе с тем, есть несколько нюансов. При создании новой программы по обновлению сетей, реализация которой началась с этого года, предполагалось до 2027 года ежегодно выделять на финансирование соответствующих проектов 150 млрд. рублей, но на текущий момент в бюджете на 2023 и 2024 годы на эти цели заложено пока лишь 130 млрд. руб. С таким объёмом финансирования будет тяжело добиться поставленных новой программой целей в повышении темпов обновления сетей с нынешних 2% до 5% в год (напомним, что срочного ремонта требуют 391 тыс. км сетей из 940 тыс. км.).
При этом, стоит отметить, что в целом дефицит финансирования в ЖКХ в прошлом году оценивался в 4,6 трлн руб. до 2030 года.
Тем не менее, в этом и следующем году в рамках зарезервированных в бюджете средств по новой программе модернизации коммунальной инфраструктуры Минстрой России планирует заменить не менее 8 тыс. км инженерных сетей и более 100 объектов. Для получения федерального финансирования регионы РФ должны до конца февраля разработать и утвердить собственные программы модернизации «коммуналки». На текущий момент уже одобрены 16 программ в субъектах РФ. Работа по распределению бюджетного финансирования продолжается.
Об этом говориться в ответном письме ведомства в адрес РСПП, который ранее направил обращение в министерство с оценкой последствий для бизнеса и отрасли ЖКХ введения комплекса новых ставок платы за сбросы и выбросы загрязняющих веществ. Расчёты повышения соответствующих платежей для водоканалов были представлены РАВВ.
В Высшей школе экономики состоялся дискуссионный экспертный форум, одним из главных событий которого стал круглый стол «Инвестиционная политика в сфере коммунального хозяйства». В мероприятии приняли участие представители Минэкономразвития России, ФАС России, региональные регуляторы, профильные отраслевые союзы и объединения.
По информации РАВВ, рассматриваемый РАН проект существенно отличается от поворота Северных и Сибирских рек времен СССР. Если в советском союзе речь шла о буквальной переброске рек (существенной части стока) в Среднюю Азию, т.е. фактически «к разбазариванию» воды с огромными потерями, то в современном варианте речь идёт о закрытой в трубопроводной системе транспортировке воды без существенных потерь ресурса.