Такой подход противоречит требованиям действующего природоохранного законодательства, предусматривает ещё более жесткие ограничения к сбросам стоков в водоёмы, усложняет работу по модернизации очистных сооружений, а также ужесточает требования к абонентам водоканалов.
Речь идёт о проекте приказа Минприроды России «О внесении изменений в приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29 декабря 2020 г. № 1118 «Об утверждении методики разработки нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты для водопользователей».
К чему может привести предлагаемая министерством концепция расчета величин нормативов допустимых сбросов на водные объекты на основе фактических значений концентраций загрязняющих веществ в стоках водопользователей?
Так действующая система расчёта нормативов допустимых сбросов, прописанная в 7-ФЗ, основана на нормативах качества окружающей среды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций, с учетом фонового состояния компонентов природной среды.
При этом фактический сброс не является расчетной величиной, а соответственно не учитывает фоновое состояние водного объекта и, следовательно, не может являться базой для расчета величины норматива допустимого сброса.
При соблюдении нормативов допустимых сбросов сточные воды не могут причинять вред и приводить к негативным последствиям для окружающей среды, так как они обеспечивают соблюдение предельно допустимых концентраций воздействия на водный объект. Проект приказа по сути предлагает ограничить безвредный уровень сброса.
Таким образом, документ вводит искусственное ограничение, потенциально влекущее рост количества дел об административных правонарушениях, о причинении вреда водным объектам, биологическим ресурсам, росту платы за негативное воздействие с применением коэффициента 100 при фактическом отсутствии даже потенциального вреда для окружающей среды.
В этот период поочередно выводятся из эксплуатации объекты для проведения работ, что приводит к росту нагрузки на оставшиеся. Вывод отдельных сооружений неизбежно приводит к тому, что концентрации в очищенных сточных водах в этот период превышают те, что имели место в предшествующие календарные годы. Это неизбежное условие последующего улучшения качества сбрасываемых сточных вод будет приводить к нарушениям и последующим штрафам.
Так согласно пункту 10 статьи 22 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ для объектов централизованных систем водоотведения в отношении загрязняющих веществ нормативы допустимых сбросов устанавливаются комплексным экологическим разрешением или рассчитываются при подаче декларации о воздействии на окружающую среду в целях расчета нормативов состава сточных вод абонента.
С учетом столь существенного сокращения величины нормативов допустимых сбросов следует ожидать сопоставимого кратного необоснованного и избыточного сокращения величины нормативов состава для абонентов. Это в свою очередь приведет к существенному росту платы абонентов за превышение нормативов состава сточных вод, а также повлечет необходимость разработки и реализации ими планов снижения сбросов.
Представленные замечания и предложения по их снятию, направлены в Минприроды России и профильную рабочую группу по регуляторной гильотине.
По данным Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения, в число проектов, которые смогут претендовать на финансирование государства, войдут только очистные сооружения первой категории негативного воздействия на окружающую среду – в общей сложности их 220 единиц. Поэтому география покрытия нового…
Осенью вступает в силу принятый в феврале закон, ужесточающий требования к концессионерам в сфере ЖКХ. Среди ключевых нововведений: обязательная разработка инвестпрограмм, наличие опыта эксплуатации объектов коммунальной инфраструктуры, обязательная банковская гарантия для участия в конкурсе и оформление…
В ближайшие пять лет на возведение новых и реконструкцию действующих сооружений планируется направить около 70 млрд. рублей, в том числе почти 24 млрд. рублей – в течение трёх лет.
Об этом говорится в письме ведомства от 04.06.2025 № 32320-ДН/04 «Об учете отрицательного объема коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме». В документе, в частности отмечается, что отрицательный объём коммунальных ресурсов на общедомовые…
Российская ассоциация водоснабжения и водоотведения при поддержке Правительства Самарской области проводит с 25 по 29 августа 2025 года в Самаре XVII Конференцию водоканалов России.